Что такое травма? Часть 4

ЧТО ДЕЛАТЬ?

 Итак, мы выяснили, что такое травма, каковы ее последствия и при каких условиях они наступают. Из этого следует, как себя вести после серьезной стрессовой ситуации, угрожавшей жизни или воспринимавшейся таковой:

  • Переместиться в безопасное место, где возможно получить помощь и заботу.
  • Оценить степень физических повреждений и при необходимости получить адекватную медицинскую помощь.
  • Отдохнуть и физически восстановиться после пережитого стресса. Это достаточный сон, покой, интенсивное питание, уход и забота близких. Также рекомендуется временно прекратить или существенно сократить трудовую деятельность.
  • Выговориться доброжелательному слушателю, телесно и эмоционально отреагировать физические проявления стресса и специфические травматические реакции: слезы, дрожь, эмоциональное возбуждение и т. д.
  • Получить психологическую поддержку окружающих. Они должны говорить вам, что все закончилось, вы в безопасности, вы – молодец, что спаслись, вы – герой, а не жертва. И ни в коем случае – не ругать, не обвинять и не критиковать!
  • Осмыслить полученный опыт, осознать и присвоить свои ресурсы, которые помогли вам выжить в угрожающей ситуации. Сделать выводы на будущее — в том числе, и о том, как вы будете использовать полученный опыт, знания и ресурсы в дальнейшей жизни.

ЧТО ПРОТИВОПОКАЗАНО

Травмирующей становится ситуация, угрожавшая жизни или воспринимавшаяся таковой, в которой нам не хватило ресурса справиться самостоятельно или с поддержкой других. Этому способствует:

  • Продолжительное нахождение в угрожающей ситуации без возможности выбраться или изменить ее (так называемая хроническая травма),
  • Отсутствие заботы, поддержки, возможности восстановиться, выговориться, отреагировать и получить другую помощь от окружающих – «демобилизоваться» по окончании угрожающей ситуации,
  • Критика, «обвинение пострадавшего», инвалидизация. Когда люди, к которым вы обращаетесь за помощью и поддержкой, ведут себя небезопасным и даже угрожающим образом. Или относятся как к ущербному, недееспособному, беспомощной жертве. Неправильное поведение окружающих с пострадавшим приводит к так называемой вторичной травме. Ожидание от близких такого поведения препятствует обращению за помощью к ним, а значит, и исцелению психологической травмы.

ПСИХОТЕРАПИЯ ТРАВМЫ (для специалистов)

Задачи психотерапии в работе с психологической травмой:

— Во-первых, позаботиться о пострадавшем, дать ему ощущение безопасности и психологическую поддержку. Перевести его из состояния и самоощущения жертвы в разряд героя, который сумел спастись благодаря своим ресурсам и механизмам выживания. В дальнейшем исследовать эти ресурсы и механизмы, чтобы максимально эффективно их использовать.

— Во-вторых, перейти из состояния диссоциации к отреагированию, дать возможность клиенту выговориться и высвободить заблокированные в теле и мозге переживания, связанные с травматической ситуацией. Сделать это максимально бережным и безопасным для него способом, все время опираясь на его внутренние и внешние ресурсы, которых должно быть достаточно для такой работы.

— В-третьих, добиться восстановления субъективного переживания достаточного уровня базовой безопасности жизни, ощущения, что клиент контролирует свою жизнь, свои эмоции, свое тело, события и т. д. Помочь продумать и осуществить конкретные действия в жизни клиента, которые он предпримет для восстановления базовой безопасности и контроля.

— В-четвертых, интегрировать телесный и эмоциональный опыт, осознать его смысл для жизни клиента, как одного из событий, которое не разрывает линию времени на «до» и «после», а органично встроено в нее. Тем самым способствовать созданию нового образа Я клиента, идентичности того, кто может справиться, «переварить» подобное событие. При этом полученный в результате травмы опыт расширяет возможности и способы проживания жизни клиента, а не ограничивает их какой-либо узкой моделью поведения.

В результате такой работы травмирующий эпизод становится из непереносимого события фактом биографии, который вызывает адекватные чувства (злости, печали, волнения), лишенные чрезмерного, аффективного заряда, но при этом сам эпизод остается позади и не влияет ограничивающим или разрушительным образом на последующую жизнь. Напротив, полученный опыт – знания, навыки, высвободившаяся в результате проработки энергия, — способствуют расширению жизни клиента, переживанию ее полноты и возможностей, способности не разрушаясь контактировать с разными людьми и аспектами жизни, формированию позитивного, сильного, жизнеутверждающего образа «Я».

Автор: Мария Летучева