Критерий 11. Принцип открытости и ответственности психолога за оценку деятельности коллег.

Этический кодекс Российского Психологического Общества содержит принцип ответственности и открытости психолога перед профессиональным сообществом.
Он гласит:
Психолог обязан уважать своих коллег и не должен необъективно критиковать их профессиональные действия.
Психолог не должен своими действиями способствовать вытеснению коллеги из его сферы деятельности или лишению его работы.
Если Психолог считает, что его коллега действует непрофессионально, он должен указать ему на это конфиденциально.

На основании этого этического принципа сформулирован еще один критерий участия в сообществе МПЛ.

Если психолог считает, что его коллега по каким-то причинам повел себя непрофессионально, он должен сообщить об этом коллеге тактично и конфиденциально.
Если психолог не уверен в экологичности процессов в группе, ему необходимо обсудить это с ведущими.
Коллеги обязаны принять к сведению эти замечания и аргументированно на них откликнуться. Если необходимо, с участием третьих лиц — например, супервизора.

Если мы работаем внутри профессионального поля МПЛ, мы не можем транслировать третьим лицам, и особенно нашим клиентам, негативные оценки работы наших отдельных специалистов, программ или организации.
Если по поводу работы психологов МПЛ, групп и в целом организации возникают вопросы и недовольство, предлагается выносить их в открытое обсуждение внутри сообщества.
Для этого существует закрытая группа в ФБ «Сообщество профессионалов МПЛ12», собрание сообщества, совет МПЛ, а так же супервизии и интервизии внутри сообщества.

Что делать при возникновении спорной ситуации, конфликта, нарушения этики, профессиональных сложностях, жалобах клиентов и т. д.?
Как сохранить конфиденциальность? Как не вовлекать в неконструктивные процессы все сообщество, если к примеру возник конфликт между специалистами?
И в то же время, как не допустить кулуарных единоличных решений, противоречащих тому же принципу открытости и в целом идее сообщества?

Если мы сомневаемся в каких-то специалистах, методах, группах и управленческих решениях, нам необходимо не замалчивать свои мнения, высказывать их.
Необходимо обращаться к супервизорам сообщества, членам совета, руководству МПЛ для прояснения и разрешения ситуации.
Для решения конфликта будет предложена модерация, для проверки и урегулирования жалоб клиентов — созвана этическая комиссия МПЛ и т. д.
Если вопросы не решаются на этом уровне, необходимо привлекать внешние ресурсы: супервизоров, этический комитет, юристов и т. д.

Если это остается на уровне сплетен, это влияет на атмосферу, приводит к непроявленным теневым процессам в организации, нарушающим ее работу в целом.
Если мы высказываем свое негативное мнение стороннему человеку, не являющемуся личным психотерапевтом, супервизором и т. д. — мы противоречим этическим нормам профессии.
Если же мы высказываем эту оценку нашим клиентам, тем более участвующим в других программах МПЛ, происходит вовлечение клиентов в триангуляцию, что наносит им вред и является профессиональной ошибкой.

Автор: Мария Летучева