Критерий 2. Психическое здоровье

Кто МОЖЕТ быть участником профсообщества МПЛ12?

Критерий второй. Психическое здоровье.

«Обязательная личная терапия для консультантов минимум один раз в месяц»

Психическое здоровье — по определению Всемирной организации здравоохранения, это «состояние благополучия, при котором человек может реализовать свой собственный потенциал, справляться с обычными жизненными стрессами, продуктивно и плодотворно работать, а также вносить вклад в жизнь своего сообщества». (Я бы добавила — и быть в удовлетворительных отношениях с близкими людьми). Еще одно определение из учебника: «душевное здоровье — это способность человека справляться со сложными обстоятельствами жизни, сохраняя оптимальный эмоциональный фон и адекватность поведения». (Почему только со сложными? Хотя, успех часто тоже бывает сложным испытанием…) В общем, и то, и другое мне нравится. Можно долго обсуждать критерии здоровья (лично мне 16 критериев Ненси МакВильямс сугубо симпатичны). Я считаю, что для работы и жизни этого мне вполне достаточно. Остальное — от избытка времени и удали молодецкой, расходуемой в дискуссиях)))) Другой вопрос — КАК померять уровень психического/душевного здоровья/благополучия? Величина сия субъективная, динамическая, переменная… Справку из психдиспансера, что ли, получить?..

Так вот. Я глубоко убеждена, что профессиональная обязанность психолога — заботиться о своем психологическом благополучии, каким бы оно там ни было. Тем более, что работка у нас ничего себе стрессовая. С хорошим клиенты приходят редко, и если вас периодически не потряхивает после психотерапевтической работы — то большой вопрос, КАК это у вас получается??

А клиент с жестью какой-нибудь? А собственный травматический опыт, куда же без него? А мобилизация, а стресс, а невозможность поделиться конфиденциальным? А свои жизненные сложности и кризисы куда девать? Контейнер небесконечен, даже если он у вас ну ооооочень объемный… или вам так кажется… К тому же, себя без зеркала подчас увидеть сложно…

Условие «обязательная личная терапия для консультантов минимум один раз в месяц» — это… ммммм… очень и очень щадящий минимум. Когда у меня все и так ок. Это я вам из своего обширного опыта «справляться самой» говорю. С таким справлялась — мама не горюй. Теперь — только к терапевту. Это как умыться утром.

Да, в нашей стране культура психологической помощи такова, что многие идут сначала учиться, а потом — лечиться… Именно поэтому для меня серьезный критерий работающего профессионала — как он организует заботу о своем психологическом благополучии. Обычно клиент идет к психологу, чтобы справиться с решением текущих жизненных задач. Когда почему-то он не выходит, этот самый каменный цветок. Психолог — кроме этого, еще и чтобы разгрузить контейнер; чтобы проработать свои «болевые точки» и сделать их своим рабочим ресурсом; чтобы не гореть на работе, соприкасаясь с резонирующими темами и переполняясь материалом клиентов; чтобы не нести в работу с клиентом свои проекции (как минимум — отделять одно от другого).

Посещение психотерапевта для психолога — не гарант душевного благополучия (даже куча дипломов и регалий, вкупе с пресловутой справкой психиатра, ничего не гарантируют), но тем не менее — показатель, что он вкладывает время, силы, деньги (не маленькие!) в то, чтобы заботиться об этой части своей жизни, в том числе — профессиональной. Что он — движется в направлении благополучия. Что осознанно и ответственно относится к своему состоянию, отдает себе отчет, в каком процессе и какой его точке он находится в данный момент жизни, имеет квалифицированную обратную связь о своей адекватности, открыт к получению поддержки и помощи. Тому же служат супервизии, интервизии, балинтовские группы, обучение… и все это — регулярно, регулярно… Регулярность тренировок и восстановления (а так же квалификационных испытаний!) — это именно то, что отличает профессионала от любителя в каждом деле…

Так что, если вы разделяете эту позицию, ура!! мы совпадаем в важном.

Продолжение следует.

Автор: Мария Летучева