Кто стоит за спиной у партнера или замещающие потребности в отношениях

О переносе, проекции, роли родительских фигур  в отношениях написаны тонны профессиональной литературы. Казалось бы, стоит ли добавлять  к этому еще хоть что-то?
Как правило, гипотеза о появлении «родительской фигуры» на месте реального партнера легко рождается в голове консультанта и с радостью принимается клиентом. И обосновать ее в жизненном опыте клиента не представляет никакого труда. Однако куда вести консультативный процесс и что делать конкретно после того, как прозвучало знаменитое «Ага!» от клиента (инсайт осознания)? Ответ на этот вопрос вызывает затруднения не только у начинающего консультанта. Первое, что приходит в таких случаях на ум: «давайте поговорим об этом подробнее». Практика показывает, что такие беседы не добавляют многого в клиентский процесс. Если осознание уже достигнуто, то следующий запрос клиента логично звучит как: «И что мне с этим делать? Конкретно  в моей жизни и ситуации?» Само по себе знание является сомнительным призом, оно часто приводит  к чувству вины «ну вот, я опять все запутала» или к базовому недоверию клиента к себе и своим чувствам «как понять,  на кого же я теперь злюсь?».
На всякий случай, диагностическими критериями всей этой истории про смешение являются:
  1. Ощущение самим клиентом некоторой запутанности, рассогласованности своего отношения к партнеру, «каши в голове»
  2. Противоречивость требований к партнеру, предъявляемых клиентом
  3. Нереалистичность ожиданий от партнера: «чтобы всегда поддерживал, любил безусловно, дал чувство счастья» и т.д.
  4. Устойчивая фрустрация той потребности, которая предъявляется партнеру, на протяжении всей истории жизни клиента («все предыдущие тоже не любили», «никогда не чувствовала близость в отношениях»)
Вот несколько конкретных стратегий, которые можно использовать, чтобы помочь клиенту, во-первых, разделить фигуры родителя и партнера, а во-вторых, удовлетворить экологичным образом ту потребность, которая лежит  в основе конфликта.
  • Составление сравнительного списка качеств партнера и родителя с целью прийти  к пониманию того, что наши потребности по отношению  к этим фигурам должны отличаться (например, родитель должен заботиться,  а партнер вызывать восхищение).
  • Моделирование (визуализация) контакта с «идеальным родителем», когда клиент получает опыт восприятия позитивной фигуры родителя и возможность транслировать самому себе «ресурсные послания»
  • Встреча с фигурами партнера и родителя одновременно (в форме расстановки или монодрамы), позволяющая дифференцировать чувства клиента к одному и другому субъекту
  • Представление образа «хорошего» родителя за спиной в момент контакта с партнером (работа с пустым стулом)
  • Моделирование возможностей реализации базовой потребности в пространстве психотерапии (работа с образами и с телом).
Результатом работы можно считать дифференциацию и установление достаточно удовлетворяющих клиента отношений,  как с родительской фигурой, так и с реальным партнером.
Автор: Юлия Зотова