Курсовая работа по гештальт-терапии

Краткий обзор психологических школ, проведенный на втором семинаре консультантского курса, выявил два направления, которые вызвали мой интерес в первую очередь.

Первый из них когнитивный метод, который на данном этапе моего развития видится как набор работающих поведенческих техник, позволяющих  быстро и эффективно помочь клиенту справиться с беспокоящими привычками и поведением.

Второй подход – это гештальт-терапия, о которой я много слышала раньше, но мало вдавалась в подробности ее работы. Эта школа видится мне как сложный, научно  обоснованный метод  разрешения психологических проблем клиентов, научиться которому можно путем долгого изучения теоретической базы с последующим закреплением на практике.

Хочется отметить, что по своему складу я в большей степени практик, усваиваю навыки и знания эмпирическим путем, зачастую не имея понятия о теории, которая кажется мне сложной или нудной.

Исходя из этого, было бы логично писать работу именно по когнитивному методу, но я выбрала гештальт-терапию так как, по мнению наших авторитетов, этот метод больше всего подходит мне, как представителю фрустрационного типа личности.  Если честно, то я немного жалею о своем выборе, поскольку за это время не успела достаточно в нем разобраться. Хочется понять понять целиком, а я осознаю отдельные разрозненные части.

Книга Фрица Перлза «Гештальт подход и свидетель терапии» читалась с трудом, особенно учитывая то, что начало чтения, совпало с первой для меня лекцией по С-теории, которая требовала усвоения, осмысления и оставила ряд вопросов, без ответов на которые идти дальше стало затруднительно. Также несколько «отвлекала» мысли группа по  психосоматике, это направление для меня значимо и я хочу усвоить эти знания. Кроме того, я обнаружила в своей домашней библиотеке методические материалы по семейному и детскому консультированию авторов В.К. Лосевой и А.И. Лунькова. Эта литература лежала у меня более12 лет и, наконец, дождалась своего часа.

Тем не менее, некоторая часть информации из теории гештальт подхода была освоена.

Для меня явилось открытием, что контакт это событие цикличное и чередуется с уходом, а не длится вечно. Я имею право не находиться в контакте с реальностью постоянно, могу отключаться время от времени. Это сильно экономит мою психическую энергию, которую я раньше тратила, насильно возвращая себя обратно. Во время ухода я фильтрую, усваиваю или отвергаю новый опыт, полученный при контакте.

Доктрина о том, что все непрожитые ситуации, гештальты можно завершить здесь и теперь была знакома мне раньше, и сейчас я еще раз об этом вспомнила. Оказалось, что если выражать эмоцию сразу, то наступает облегчение и травмирующее переживание быстро забывается.

Большой и приятной новостью для меня явилась иная трактовка эмоций «не как досадного излишка, подлежащего разрядке», а эмоций, как «самой нашей жизни». Фактически эмоции это то, что питает нас жизненной энергией, стимулирует к действию.

Для меня важно, что с ними можно дружить, а не бороться. Можно направлять силу и энергию на реализацию полезных целей.

Еще меня очень задевает упоминание о том, что во многих психологических школах психика человека рассматривается отдельно от тела. Я очень верю в то, что человек — это целостная структура и все части в нем тесно связаны, что состояние психики влияет на здоровье тела. Думаю, что буду использовать это в работе, хотя пока не знаю как мне удастся донести до клиентов эту идею.

Автор: Ольга Дроздова