Парадокс свободы

«Когда меня выпустят на свободу, я попросту перейду из одной тюрьмы в другую»
(Оскар Уайльд)

Недели две назад мне позвонил знакомый. Он долго жаловался на жизнь. У него очередной раз прогорел бизнес. Он занимался розничной торговлей, и его благосостояние напрямую определялось санкциями, размерами пошлин и налогов на добавленную стоимость. Он устал. И не хотел начинать всё заново. Опять искать деньги, влезать в кредиты и жить впроголодь следующие дцать лет. Поэтому он решил сменить профессию. Он пошёл на курсы моряков. Он хотел стать свободным от политики, экономических волнений и моды. Одновременно, стать одним из винтиков на огромном судне. Человеком, чей день подчинён строгому распорядку и множеству инструкций.

Кто-то может сказать, что это свободный выбор свободного человека осваивать такую экзотическую профессию. Моряк — это романтическая профессия, это человек с глазами цвета моря. Выбор такой профессии может быть актом свободной воли для многих, но не для него. В его семье это традиция. Дед был капитаном дальнего плавания, дядя сбежал из Союза, будучи моряком, не вернулся из самоволки в одной из европейских стран и сейчас работает в порту. Собственный бизнес как раз был свободной волей. А сейчас он возвращается на традиционный путь. Тот путь, который был ему знаком с детства.

По факту он не был полностью свободным ни в одном случае. В бизнесе он свободен от семейного сценария, но зависим от политики и экономики. В мореходстве он удовлетворяет ожидания семьи и оказывается на огромном куске металла посреди большого водоёма, откуда невозможно сбежать в любой момент.

Это профессия. Социальный конструкт. Он всегда зависим от общества. Тогда давайте посмотрим на другой аспект жизни — питание. Во время войны или голода особо выбирать не приходится. Ешь, что дают или найдёшь сам. А сейчас раздолье. Хочешь — вегетарианство, даже бургер с чечевичной котлетой можно легко найти. Био-, Эко,- без глютена, соли, лактозы, халяль, кошерное, без красного мяса. На любой вкус, заработок и эстетические предпочтения. Можно открыто заявлять — мы свободны от голода, окончательно, бесповоротно. Так, да не так. Никогда раньше не было столько внимания к тому что и когда мы едим. И над нами ежесекундно маячит эталон худого тела. Миф о красоте, о чем писала Наоми Вульф, которому мы все должны соответствовать, чтобы быть “достойными и уважаемыми” членами общества. Мы не можем или не хотим быть свободными.

Это подтверждает тот факт, что ещё 15 лет назад индийские коллеги-психологи с удивлением читали статьи об анорексии. Они никогда не встречали это расстройство в практике. Подумать только, человек по собственной воле обрекает себя на голод, что может приводить к смертельному исходу. Но Индия быстро развивается. И когда страна справилась с проблемой голода, индийские коллеги стали с интересом, а иногда с паникой, ездить на семинары по работе с юношеской анорексией. Оказалось, что как только голод отступил, нашлось много желающих самостоятельно продолжить страдания.

Неуспешный бизнес или анорексия. Неудача или психическое расстройство. Теперь про успешных людей.

Когда я работала в бизнесе, несколько раз слышала фразу: “Чем выше твоя должность, тем меньше ты принадлежишь себе”. На своём опыте я знаю, что это правда. По факту, человек, который зарабатывает много денег, свободен от страха, что деньги кончатся или ему будет не на что жить. Это так. Но есть “НО”. Чем больше он зарабатывает денег, тем больше времени занимает работа. Он становится зависим от руководства, он совета директоров, от того, нравится или не нравится он коллегам, подчинённым или инвесторам. И несмотря на то что наше государство с каждым годом улучшает трудовое законодательство, я видела много примеров, когда человек добровольно работает в отпуск, потому что его “нужно отгулять”, а времени доделать проект нет. Когда руководитель приходит в 8 утра на работу, а уходит домой в пять утра следующего дня. Когда люди годами не ходят в отпуск. По факту это похоже на тюрьму, но человек сам выбирает в ней быть.

Поэтому для меня парадокс свободы в том, что мы вроде стремимся быть свободными, но выбираем очередную тюрьму, только с другими распорядками. Получается, что свобода одновременно существует и не существует.

Как сказал Эрнст Неизвестный: “В свободном обществе никто не может заставить человека не быть рабом”.