Авторский курс «Когнитивно-поведенческая терапия»

15 Февраля 19:30
Ведущие: Алексей Батищев
Формат: 4 вечера раз в неделю
Цена: 5000 руб. и 4000 руб. для студентов базового курса, 1500 руб. за одну встречу.

МОЖНО ПРИСОЕДИНЯТЬСЯ!

Вы узнаете, каковы основные методы поведенческой терапии. Среди них релаксация, дыхательные техники, способы уверенного (ассертивного) поведения и др. Как работают со страхами, проблемами веса, сексуальными проблемами. Проведем практикум когнитивной терапии - отрепетируем в парах навыки анализа своих типичных мыслей при стрессе и способы их изменения.

Темы:

1. Общая характеристика когнитивно-поведенческой терапии (КПТ).
Внешние особенности и внутренние принципы КПТ. Соотношение КПТ с основными направлениями психотерапии. Научение и навык как центральные понятия КПТ. Научение поведению, мыслям, чувствам, симптомам. Терапия как переобучение взрослого.

2. Исторические предпосылки КПТ: поведенческая терапия.
Три вида научения. Научение через стимулы (классическое обуславливание по И.П.Павлову), научение через подкрепление (оперантное обуславливание по Б.Скиннеру), научение через наблюдение (социальное научение по А.Бандуре).
Возникновение поведенческой терапии. Условно-рефлекторная терапия по Э.Солтеру. Техники релаксации. Дыхательные техники. Техника систематической десенсибилизации. Аверсивные и имплозивные техники.
Ассертивное (уверенное) поведение (АП) и его альтернативы: пассивное, агрессивное и пассивно-агрессивное поведение. Этапы тренинга АП. Диагностика уровня АП. Ценности АП («права личности»). Техники АП.

3. Методы научения через подкрепление.
Подкрепление и наказание: положительное и отрицательное. Режимы подкрепления. Виды подкрепления. Усиление адаптивного и уменьшение неадаптивного поведения. Техники контроля неадаптивного поведения в культуре и терапии. Техники терапии пищевого и сексуального поведения. Общая схема поведенческих вмешательств.
Приложения в педагогике и закрытых социальных системах: программированное обучение и «жетонная система».

4. Возникновение когнитивной терапии.
Теория социального научения А.Бандуры как основа когнитивной психотерапии.
Негативные эмоциональные состояния и дисфункциональное поведение как следствия образа мыслей.
Рационально-эмотивная поведенческая терапия по А.Эллису. Схема АВСДЕ. Техники диалога на каждой из стадий терапевтического процесса. Иррациональные суждения: их типология, идентификация, оспаривание и формулировка альтернатив. «Философия требования» и «философия предпочтения» как стили отношения к жизни.
Когнитивная психотерапия по А.Беку. «Систематические ошибки» мышления как детерминанты эмоциональных расстройств. Типология ошибочных мыслительных операций. Эмпирическая проверка «автоматических мыслей». Когнитивная конфронтация с самим собой. Шкалы дисфункциональных мыслей.

5. Практикум по когнитивному консультированию.
А) Основная схема когнитивного консультирования.
Формула ABCDE: A – активирующая ситуация (событие как стимул внешний или внутренний); B – автоматические мысли, установки и убеждения, придающие значение (толкующие) активирующее событие; C – привычные эмоциональные и поведенческие следствия такого толкования; D – процесс оспаривания автоматических мыслей и дисфункциональных убеждений и поиска функциональных; E – эффект оспаривания в виде ослабления негативных эмоций или их смены и формирования навыков адаптивного поведения. Способы предъявления формулы ABCDE на первой – второй сессии.
Б) Первый этап когнитивного консультирования: анализ событий, эмоций (поведения), автоматических мыслей (дисфункциональных убеждений).
Связка «событие / эмоция (поведение)» как объект интервью. Типы событий. Эмоции явные и скрытые. Переживание как последовательность эмоций. Техника интервью по выявлению аналогов события в прошлом по идентичному переживанию.
Переход от связки «событие / эмоция (поведение) к выявлению автоматических мыслей и дисфункциональных убеждений. Техника интервью по выявлению их состава и структуры. Первичные и вторичные автоматические мысли. Поверхностные автоматические мысли и глубинные дисфункциональные убеждения.
В) Второй этап когнитивного консультирования: коррекция дисфункциональных автоматических мыслей и убеждений и выработка альтернатив
Критерии различения функциональных и дисфункциональных мыслей и убеждений. Направления коррекции: эмпиричность, логичность, прагматичность. Основные методы работы с дисфункциональными автоматическими мыслями и убеждениями. Типы ошибок в толковании событий и их коррекция. Формулирование альтернативных функциональных мыслей и убеждений.

6. Организация процесса когнитивного консультирования.
Роль регламента сессий. Регламент первой сессии, второй и последующих сессий, заключительной сессии, бустерных (поддерживающих) сессий. Значение домашних заданий, ведения дневника и тренинга в реальной жизни. Виды саботажа. Техники работы с саботажными тенденциями.

Расписание

с 19:30 до 22:30
8, 15, 22 февраля
1 марта

Записаться