Когнитивно – поведенческая терапия: методы и практика, расписание 2020

02 Марта 19:00
Ведущие: Алексей Батищев
Формат: 10 вечеров раз в неделю
Стоимость: 15000 при оплате курса полностью или 2000 при оплате разово на каждом занятии

В данном курсе рассматриваются следющие темы:
Тема 1. Общая характеристика когнитивно-поведенческой терапии (КПТ).
Внешние особенности и внутренние принципы КПТ. Соотношение КПТ с основными направлениями психотерапии. Научение и навык как центральные понятия КПТ. Научение поведению, мыслям, чувствам, симптомам. Терапия как переобучение: формирование и угашение навыков.

Тема 2. Исторические предпосылки КПТ: поведенческая терапия.
Три вида научения: научение через стимулы (по И.П.Павлову), научение через подкрепление (по Б. Скиннеру), научение через наблюдение и подражание (по А.Бандуре).
Возникновение поведенческой терапии. Специфичность и неспецифичность терапии. Метод прогрессивной мышечной релаксации по Э.Джекобсону при работе с тревогой. Техники работы с дыханием при панических атаках. Техники растяжки. Метод систематической десенсетизации по Дж.Вольпе при работе со страхами. Аверсивные и имплозивные методы.
Ассертивное (уверенное) поведение (АП) и его альтернативы: пассивное, агрессивное и пассивно-агрессивное поведение. Предпосылки возникновения тренинга АП: условно-рефлекторная терапия по Э.Солтеру, защита от активно-манипулятивных стратегий сетевого маркетинга. Этапы тренинга АП. Диагностика уровня АП. Ценности АП («права личности») и их роль в индивидуальном когнитивном консультировании. Техники формирования АП по М.Смиту.

Тема 3. Методы научения через подкрепление.
Подкрепление и наказание: положительное и отрицательное. Режимы и виды подкрепления. Формирование адаптивного и угашение неадаптивного поведения как цели подкрепления. Формы контроля неадаптивного поведения в обществе и терапии.
Методы поведенческой терапии пищевой зависимости, сексуальных дисгармоний, панических атак.
Общая схема поведенческих вмешательств. Каталог техник работы с воображением по Р.Мак-Маллину.

Тема 4. Возникновение и развитие когнитивной терапии.
Когнитивная психология и когнитивная терапия. Теория социального научения А.Бандуры как основа когнитивной терапии. Эмоциональные состояния и поведение как следствия образа мыслей.
Рационально-эмотивная поведенческая терапия по А.Эллису. Философские предпосылки: стоицизм и эпикуреизм. Схема ABCDE. «Философия требования» и «философия предпочтения» как стили отношения к жизни.
Когнитивная терапия по А.Беку. «Систематические ошибки» мышления как детерминанты эмоциональных расстройств. Принципы «совместного эмпиризма» и когнитивной конфронтации с самим собой.
Объединение когнитивной и поведенческой терапии. Тенденции к интеграции в подходах А.Эллиса и А.Бека. Технический эклектицизм А.Лазаруса. Авторские школы и техники Д.Келли, Д.Роттера, Д.Мейхенбаума, М.Селигмана и др.
Неудовлетворенность «машиной мышления»: КПТ «третьей волны» (Дж. Кабат-Зинн, М. Уильямс и др.) и практики осознанности. Терапия «принятия и ответственности» (С. Хейес и др.). Перспективы конвергенции КПТ и экзистенциальной терапии (Я. Прашко).

Тема 5. Практикум по когнитивному консультированию.
Первый этап когнитивного консультирования: анализ ABC. Связка «событие / эмоция (поведение)» как объект интервью. Типы событий. Эмоции явные и скрытые. Переживание как последовательность эмоций. Техника интервью по выявлению аналогов события в прошлом по идентичному переживанию.
Выявление автоматических мыслей и дисфункциональных убеждений. Первичные и вторичные автоматические мысли. Поверхностные автоматические мысли и глубинные дисфункциональные убеждения.
Второй этап когнитивного консультирования: коррекция мыслей (убеждений) и выработка альтернатив. Различение функциональных и дисфункциональных мыслей (убеждений). Основные методы коррекции: вопросы для самопомощи по Дж. Бек, переформулирование, когнитивная репетиция, поиск альтернатив, исследование выгод и издержек, сетевой анализ, реатрибуция. Типы ошибок в толковании событий и их коррекция: «чтение мыслей», гадание, катастрофизация, ярлыки, обесценивание, негативный фильтр, сверхобобщение, дихотомия, долженствование и др.
Медитативные практики «третьей волны» в КПТ. Восьминедельный курс практик осознанности по М. Уильямсу.

Тема 6. Организация процесса когнитивного консультирования.
Роль регламента сессий. Регламент первой сессии, второй и последующих сессий, заключительной регулярной сессии, сессий самотерапии. Поддерживающие сессии. Значение домашних заданий, ведения дневника и тренинга в реальной жизни. Виды саботажа по Р.Мак-Маллину и работа с саботажными тенденциями.

Расписание

10 встреч раз в неделю, по понедельникам с 19 до 22:
24 февраля
2 марта
9 марта
16 марта
23 марта
30 марта
6 апреля
13 апреля
20 апреля
27 апреля

Запись на мероприятие закрыта