Ролевой репертуар психолога-консультанта

Роль в социальной психологии трактуется как набор норм, предписывающих, как должны вести себя люди в данной социальной позиции. Соответственно роль психолога-консультанта существенно влияет на процесс консультирования, определяя стиль и методы работы, используемые техники, особенности терапевтического взаимодействия с клиентом, а в конечном счете – эффективность встречи.

На данный момент не существует полного и структурированного описания ролевого репертуара консультанта.

Читаем у Р. Кочюнаса: «Многих, особенно начинающих консультантов, приводит в замешательство отсутствие универсального ответа на вопрос о роли консультанта в процессе оказания психологической помощи. Эта роль обычно зависит от принадлежности консультанта к определенной теоретической ориентации, его квалификации, личностных черт, наконец, от ожиданий клиента» (Р. Кочюнас, 1999).

Цель работы — описать, классифицировать и соотнести роли консультанта с ключевыми стадиями консультативного процесса.

В ходе анализа литературы по консультированию и наблюдения за работой психологов, мною были выделены следующие устойчивые роли:

1. Авторитет
2. Помощник
3. Эксперт
4. Судья, следователь
5. «Жилетка», эмпатический
6. Аналитик
7. Экспериментатор
8. Учитель, воспитатель
9. Родитель
10. Гуру
11. Пастор
12. Врач
13. Фасилитатор,  инициатор
14. Партнер
15. Проводник
16. Провокатор
17. Шут, трикстер
18. Переводчик
19. Избавитель, спаситель
20. Волшебник, гипнотизер
21. Друг
22. Терпеливый слушатель, «эхо»
23. «Зеркало»
24. Наблюдатель

Некоторые из них известны и рекомендованы, другие используются редко или считаются «непрофессиональными», однако все они выражают те или иные аспекты работы консультанта.

25.  Профессионал – мета-роль, она задает рамки профессионального поля и вместе с ней становятся применимыми и адекватными все остальные ролевые позиции психолога (именно ее обычно и описывают как единственно возможную для консультанта).

Как правило, ролевой репертуар консультанта складывается стихийно, что зачастую приводит к репертуарной бедности или противоречию одних усвоенных ролей другим. Трудности освоения профессиональной роли препятствуют формированию идентичности психолога-консультанта, снижают мотивацию и повышают тревожность в работе, а также сказываются на результативности консультативного процесса.

Рассмотрим факторы, определяющие использование психологом той или иной роли:
1.  Функции психолога (задачи, цели, этапы консультации)
2.  Личностные особенности и профессиональный стиль консультанта
3.  Теоретическая принадлежность (школа)
4.  Мировоззрение консультанта
5.  Тип клиента

И если мировоззрение, школа и личность психолога способствуют появлению узкого набора привычных ролей, то профессиональные задачи и внимание к индивидуальным особенностям клиентов требуют расширения своего ролевого репертуара консультантом.

На основе вышеперечисленных факторов можно распределить роли по нескольким кластерам:
1. Роли социальные, бытовые, мифологические (например, друг, волшебник, учитель, родитель, авторитет, врач)
2. Роли профессиональные (эксперт, аналитик, зеркало, фасилитатор)
3. Роли мировоззренческие,  интроецированные вместе с теоретическим направлением, которому принадлежит консультант: врач (психиатрия, клиническая психология), аналитик (динамическая терапия), учитель (когнитивно-поведенческое  направление), фасилитатор (гуманизм)
4. Роли, обусловленные личностными данными самого консультанта (жилетка, следователь, трикстер,  гуру, спаситель, эксперт)
5. Роли, определяющие позиции взаимодействия:
—  консультант сверху (родитель, гуру, авторитет)
—  консультант снизу (помощник, жилетка, слушатель, эхо)
—  консультант наравне с клиентом (проводник, фасилитатор, переводчик, зеркало, наблюдатель, партнер)
6. Также можно классифицировать роли по типу установления контакта между консультантом и клиентом:
—  интеллектуальный контакт (эксперт, аналитик, наблюдатель, переводчик)
—  эмоциональный контакт (жилетка, фасилитатор, спаситель, слушатель)
—  социальный, шаблонный, стереотипный контакт (учитель,  гуру, врач)
7. Использование ролей  в зависимости от фазы процесса консультирования:

Предварительная фаза (телефонный разговор и т. д.)
Задачи: Организационная, информационная, диагностическая, трансляция профессионального поля отношений
Роль консультанта: Эксперт, авторитет, учитель, врач, позиция статусная, уверенная и позитивная
  • Начальная фаза: «привет», установление контакта
Задачи: комфорт и безопасность, организационный контракт, информирование, создание контакта
Роль консультанта: Хозяин пространства, авторитет, инициатор, позиция — заботливая директивность
  • Исповедь клиента
Задачи: Сбор информации, создание терапевтического поля, поддержка, углубление контакта
Роль консультанта: Фасилитатор, родитель, жилетка, эхо, слушатель,  зеркало, наблюдатель, пастор
  • Уточнение
Задачи: Конкретизация, понимание
Роль консультанта: Аналитик, партнер, переводчик, позиция «незнающего», зеркало, помощник, фасилитатор
  • Переформулирование
Задачи: Перевод первичного запроса в «запрос на работу»
Роль консультанта: Эксперт, аналитик, перводчик
  • Контракт
Задачи: Определение целей работы, распределение ответственности, структурирование, мотивация
Роль консультанта: Позиция взрослый-взрослый, партнер, фасилитатор
  • Гипотезы
Задачи: Выдвижение и проверка гипотез
Роль консультанта: Аналитик, эксперт, исследователь, экспериментатор, врач
  • Интервенции
Задачи: Выполнение контракта, поддержание контакта
Роль консультанта: Проводник, провокатор, трикстер, зеркало, экспериментатор, врач, пастор, гуру, фасилитатор, волшебник, спаситель
  • Завершение
Задачи: Итоги, мотивация, «мостик в реальность», расставание
Роль консультанта: Друг, партнер, учитель, советчик, авторитет, гипнотизер, волшебник

Мировоззрение консультанта делает использование некоторых ролей для него неприемлемым, тем самым ограничивая ролевой репертуар, а выбору роли максимально подходящей для  работы с тем или иным типом клиентов стоит посвятить отдельное исследование.

Очевидно, что осознанный выбор консультантом профессиональной роли, соответствие ее потребностям терапевтического взаимодействия, свободное владение широким ролевым репертуаром, однозначно повысит профессионализм и результативность работы психолога-консультанта.

Автор: Юлия Зотова