Ролевой репертуар психолога-консультанта
Роль в социальной психологии трактуется как набор норм, предписывающих, как должны вести себя люди в данной социальной позиции. Соответственно роль психолога-консультанта существенно влияет на процесс консультирования, определяя стиль и методы работы, используемые техники, особенности терапевтического взаимодействия с клиентом, а в конечном счете – эффективность встречи.
На данный момент не существует полного и структурированного описания ролевого репертуара консультанта.
Читаем у Р. Кочюнаса: «Многих, особенно начинающих консультантов, приводит в замешательство отсутствие универсального ответа на вопрос о роли консультанта в процессе оказания психологической помощи. Эта роль обычно зависит от принадлежности консультанта к определенной теоретической ориентации, его квалификации, личностных черт, наконец, от ожиданий клиента» (Р. Кочюнас, 1999).
Цель работы — описать, классифицировать и соотнести роли консультанта с ключевыми стадиями консультативного процесса.
В ходе анализа литературы по консультированию и наблюдения за работой психологов, мною были выделены следующие устойчивые роли:
Некоторые из них известны и рекомендованы, другие используются редко или считаются «непрофессиональными», однако все они выражают те или иные аспекты работы консультанта.
Как правило, ролевой репертуар консультанта складывается стихийно, что зачастую приводит к репертуарной бедности или противоречию одних усвоенных ролей другим. Трудности освоения профессиональной роли препятствуют формированию идентичности психолога-консультанта, снижают мотивацию и повышают тревожность в работе, а также сказываются на результативности консультативного процесса.
Рассмотрим факторы, определяющие использование психологом той или иной роли:
1. Функции психолога (задачи, цели, этапы консультации)
2. Личностные особенности и профессиональный стиль консультанта
3. Теоретическая принадлежность (школа)
4. Мировоззрение консультанта
5. Тип клиента
И если мировоззрение, школа и личность психолога способствуют появлению узкого набора привычных ролей, то профессиональные задачи и внимание к индивидуальным особенностям клиентов требуют расширения своего ролевого репертуара консультантом.
На основе вышеперечисленных факторов можно распределить роли по нескольким кластерам:
1. Роли социальные, бытовые, мифологические (например, друг, волшебник, учитель, родитель, авторитет, врач)
2. Роли профессиональные (эксперт, аналитик, зеркало, фасилитатор)
3. Роли мировоззренческие, интроецированные вместе с теоретическим направлением, которому принадлежит консультант: врач (психиатрия, клиническая психология), аналитик (динамическая терапия), учитель (когнитивно-поведенческое направление), фасилитатор (гуманизм)
4. Роли, обусловленные личностными данными самого консультанта (жилетка, следователь, трикстер, гуру, спаситель, эксперт)
5. Роли, определяющие позиции взаимодействия:
— консультант сверху (родитель, гуру, авторитет)
— консультант снизу (помощник, жилетка, слушатель, эхо)
— консультант наравне с клиентом (проводник, фасилитатор, переводчик, зеркало, наблюдатель, партнер)
6. Также можно классифицировать роли по типу установления контакта между консультантом и клиентом:
— интеллектуальный контакт (эксперт, аналитик, наблюдатель, переводчик)
— эмоциональный контакт (жилетка, фасилитатор, спаситель, слушатель)
— социальный, шаблонный, стереотипный контакт (учитель, гуру, врач)
7. Использование ролей в зависимости от фазы процесса консультирования:
-
Начальная фаза: «привет», установление контакта
-
Исповедь клиента
-
Уточнение
-
Переформулирование
-
Контракт
-
Гипотезы
-
Интервенции
-
Завершение
Мировоззрение консультанта делает использование некоторых ролей для него неприемлемым, тем самым ограничивая ролевой репертуар, а выбору роли максимально подходящей для работы с тем или иным типом клиентов стоит посвятить отдельное исследование.
Очевидно, что осознанный выбор консультантом профессиональной роли, соответствие ее потребностям терапевтического взаимодействия, свободное владение широким ролевым репертуаром, однозначно повысит профессионализм и результативность работы психолога-консультанта.