Территория психологического консультирования

Эта статья о том: кто же такой психолог консультант, где границы его профессионального поля, и чем его профессиональное мировоззрение и деятельность отличается от деятельности людей из других сообществ?

Прежде всего, хочу сказать, что эта статья основана на материалах семинара Юлии Зотовой и Армана Бекенова по подготовке психологов консультантов 1 семестра в МПЛ12. Кроме того (да простят меня коллеги), для удобства я ставлю знак равенства между словами: «психологическое консультирование» и «психотерапия» а также словами «психолог-консультант», «психолог» и «терапевт». Еще я буду пользоваться словом «клиент», так как лучшего названия для человека на приеме у психолога пока не придумали.

Любое человеческое сообщество или профессиональное поле, будь это социальный институт, государство, или рок-группа имеют свои собственные отличительные черты. Людей из одного профессионального поля, как правило, отличает общее мировоззрение, фокус внимания к определенным предметам и явлениям, специфические цели и задачи, которые они для себя ставят, особые традиции обычаи, ритуалы и многое другое. Поясню подробнее: что я имею в виду.

Мировоззрение. Мировоззрение это набор представлений о том, как Мир устроен и функционирует. Для людей из одного сообщества и профессионального поля как правило характерно схожее или одинаковое мировоззрение. Здесь важно различать заявляемое мировоззрение и принадлежность к сообществу и как говориться всамделишное, которое проявляется через конкретные действия. Если человек публично заявляет что он атеист на партийном собрании, а придя домой молиться, это означает, что он относится к сообществу людей верующих а не к атеистам, чего бы он там не заявлял. Как правило, понять основы мировоззрения можно в разговорах «за жизнь» или «о работе». В качестве примера о том, как может выражаться мировоззрение, приведу историю из моей собственной жизни. Когда я еще учился в Университете был у меня один сокурсник, который с жаром «учил меня жить»: «Понимаешь, Мир устроен так, что либо ты …. либо тебя….», — вот пример вполне четкого представления об устройстве Мира и правилах в нем, которые, кстати, разделялись сообществом его друзей.

Система ценностей. Под системой ценностей здесь мы будем понимать, прежде всего — их иерархию, или говоря проще – что для людей ценно, а что нет. Так, например, врач скорее будет больше ценить здоровье пациента, а священник – частоту его души.

Из иерархии ценностей вытекает и фокус внимания: то есть то, на что члены этого сообщества обращают внимание, а на что нет. Так, например дворовая команда по хоккею будет в первую очередь обращать внимание на то, хорошо ли парень играет в хоккей, а для его классного руководителя важным будет — как он учится. Этот же пример иллюстрирует то, что один и тот же человек вполне может состоять в разных сообществах.

Итак, давайте попробуем разобраться чем же принципиальные отличия мировоззрения, системы ценностей и фокуса внимания у психолога консультанта находящегося в профессиональной позиции. Фразу «находящегося в проф позиции» я добавил не случайно. Психолог-консультант, кстати говоря, тоже человек, и вне кабинета имеет полное право относится к любому сообществу и иметь любое мировоззрение (например, быть глубоко верующим или рокером или и то и другое). Сохранять проф позицию для психолога во время работы чрезвычайно важно не только для того, чтобы обезопасить клиента и себя, но и вообще для того, чтобы психотерапия сработала (о том, почему психотерапия работает можно прочитать здесь).

Мировоззрение психолога консультанта.

Направлений психологического консультирования существует великое множество, и у каждого из них есть своя картина Мира. Психоаналитики используют такие понятия как «бессознательное» и «эго» гештальтисты: «цикл контакта» а процессуальные психологи «первичный и вторичный процесс». Причем эти теории личности, концепции, и термины зачастую противоречат друг другу. Казалось бы, о каком общем мировоззрении тут может идти речь? Однако оно есть. Суть мировоззрения психолога консультанта следующая: у каждого человека – свой субъективный мир, а все теории личности, термины и концепции это только лишь модели субъективной реальности, а никак уж не реальность. Это кстати роднит психолога консультанта с представителем современной постклассической науки и отдаляет его, например, от носителя религиозного мировоззрения.

Поясню на простом примере: если психолог понимает, что «вторичный процесс», «цикл контакта» «энергия» это только лишь, модель (или название) неких психических процессов – он действует в психологическом поле, а вот если он утверждает что «психическая энергия» существует «на самом деле», то он скорее приближается к эзотерическому профессиональному полю. При этом инструменты спокойно могут кочевать из одного поля в другое – эзотерики могут использовать проективные методики, а психологи – карты Таро, вопрос в том, что под этим подразумевается – субъективная реальность клиента или объективное мироустройство.

Как-то раз, когда я учился процессуальной терапии одна студентка спросила преподавателя: «Скажите, вот мы тут все время говорим: «энергия, энергия, энергия пошла туда, здесь ее нет и так далее, а вот если мой клиент не верит ни в какую энергию, и его раздражает само это слово, что делать?» Преподаватель ответил: «Можно просто заменить слово «энергия» на слово «ощущения в теле» и все». Действительно, суть не в том, что существует некая отдельная психическая энергия, которую можно померить детектором, суть в том, что у клиента или терапевта есть определенные ощущения, переживания, которые могут быть описаны как «поток», «энергия» и так далее.

Система ценностей и фокус внимания психолога консультанта.

Итак, что же ценит психолог консультант? Для чего и для кого он работает? В чем суть его профессии? Давайте попробуем ответить на эти вопросы. Прежде всего, основной ценностью для терапевта является человек. Именно на человеке на его ощущениях и состояниях, а не на диагнозах и симптомах сосредоточен фокус внимания психолога. Очевидным образом, терапевт, прежде всего, ставит во главу угла интересны и состояние клиента, который консультируется. Так, например, если консультант придет к выводу, что для психического благополучия клиента лучше всего будет уволиться с работы, то он будет рекомендовать клиенту именно это, даже если это нанесет вред организации, в которой он работает.

Однако терапевт – тоже человек, и в процессе работы учитывает свои интересы, мировоззрения и свой этический кодекс. Например: к терапевту приходит клиент и просит поддержать его в организации убийства человека, утверждая, что это доставит ему неописуемое удовольствие. Терапевт имеет полное право не поддерживать его в этом, и даже отказаться от работы с таким клиентом совсем, если тот продолжит настаивать на своем. Кстати говоря, отказ терапевта поддерживать клиента в подобных действиях, отнюдь, не означает, что с таким клиентом вообще невозможно работать. В данном примере, клиент, возможно желанием убийства разрушает самого себя, и тогда, поддерживать его в саморазрушении значит быть против него самого. Другое дело, что можно помочь клиенту пережить агрессию к тому человеку, которого он хочет убить, или разобраться с маниакальной тягой к убийству, — в каждом конкретном случае это будет отдельная работа.

Есть великое множество явлений на которых может сосредоточить внимание терапевт: это и отношения между людьми, и чувства, и эмоции, и состояния и диагнозы и симптомы и так далее, но все это вторично, первичен же сам человек, и человеческое. Суть работы психолога консультанта в том, чтобы помогать человеку он работает для клиента и в интересах клиента. Именно это отличает психолога консультанта от представителей других профессиональных полей.

Поле психологического консультирования и другие профессиональные поля.

Итак, давайте посмотрим: с какими сообществами, социальными институтами и направлениями человеческой мысли психологическое консультирование находится в отношениях и что собственно это за отношения.

Классическая медицина. С этой областью психология зачастую находится в конфронтации. Дело в том, что для медицины человек важен больше как функциональная система и совокупность процессов в ней протекающих, а не личность человека. Посмотрите сериал «Доктор Хаус» там очень хорош это показано. «Зачем вообще разговаривать с пациентами, когда у нас есть симптомы? Все равно все лгут!» и так далее. То есть для медицины важны повреждения, симптомы, диагнозы, явления и процессы, протекающие в человеке, а не его субъективная реальность.

Например, если человек приходит с болью пояснице. Врач скажет: давайте сделаем снимок, ложитесь на операцию, или поправим массажем. Для врача это следствие смещения межпозвоночного диска. Фокус внимания психолога консультанта будет на тех переживаниях, который испытывает человек от этой боли. Например, он может испытывать чувство вины перед родственниками или считать себя инвалидом. А если такой клиент придет к телесному терапевту, тот вообще может сказать следующее: «Возможно, ваше тело пытается донести вам какое-то послание, давайте попытаемся понять — какое».

Основные ценности медицины это: системные, телесные, закономерные, фиксируемые феномены, а случаи исцеления медицинских болезней при помощи психологии медики часто называют такими терминами как «ошибка в диагнозе», «ошибка анализов», «спонтанная ремиссия».

К счастью психологи не брезгуют посылать своих клиентов к врачам на обследование, а врачи часто, если не находят явных причин той или иной болезни, рекомендуют обратиться к психологу. Мне представляется, что именно взаимодействие медицины и психологии может наилучшим образом помочь человеку выздороветь.

Психиатрия.

Психиатрия тоже, как правило, находится в антагонизме с консультированием. Психиатрия, как область медицины, интересуется психическими расстройствами и их причинами, разграничением психически нормальных и ненормальных. Психиатрия стоит на страже психической нормальности ищет «вредности» и «токсины», которые довели человека до болезненного состояния. Психиатрия не брезгует фармакологическими средствами, тогда как в консультировании они не применяются.

Существует мнение, что психотерапия не работает с психически нездоровыми личностями (психотиками), но в действительности это зависит от конкретного специалиста. Тот же Арнольд Минделл успешно работал при помощи процессуальной терапии со случаями шизофрении. Так что работать или не работать с людьми с нарушенной психикой – личный выбор психолога.

Религия. Основной ценностью для религии является Бог или какая-либо высшая сущность. Психотерапия тянется к религии и у нее есть реальная опасность в нее превратиться. Есть психологи, которых прямо-таки подмывает начать проповедовать «истину» или исцелять за счет сверхъестественных сил. Почему я использую слово «опасность»? Потому что если консультирование будет слишком тянуться к религии, оно потеряет свой смысл, свою аутентичность, саму свою суть и станет всего-навсего одной из религиозных сект.

Религия призвана прояснять отношения человека и высших сущностей (Бога, духов и.т.д.). Религия «знает истину» она все время как бы несколько над человеком, — выше его. Например — исповедь: человек приходи к священнику, который является проводником божественного в этот мир, то есть священник вещает от имени Господа, а прихожанин его «неразумное дитя» просит совета.

Взаимоотношение клиента и консультанта происходят на другом уровне – на уровне человек – человек. Психолог консультант может быть экспертом, но не может быть просветленным гуру, он помогает не за счет каких-то сверхъестественных сил, а за счет человеческого контакта и психологического инструментария, знаний и опыта. Даже если в консультировании встают вопросы о божественном, то фокус внимания всегда на том: что это божественное значит для человека, а не на том, как он может послужить Богу. В свете недавно вышедших законов я поясню, что данной статье я таки ни в коем разе не пытаюсь осудить религию. Я вообще никого не осуждаю, я просто пытаюсь провести определенные границы между профессиональными полями. Так, например, православные психологи, скорее ближе к религии, чем к психотерапии. Они скорее используют психологические методы, исцеляя с их и божественной помощью, но конечная их цель все-таки привести человека к Богу и истинной вере, а не помочь ему, любым приемлемым для него способом. Если к православному психологу придет убежденный язычник, скорее всего такой психолог не сможет ему помочь, не изменив его веры.

Эзотерика. С эзотерикой у психотерапии несколько другие отношения. Тут, скорее эзотерика тянется к психологическому консультированию. Сложно сказать: в чем причина этой тенденции, возможно дело в том, что психотерапия больше поддерживается социумом и научным сообществом, а эзотерике не хватает этой поддержки в современном мире… возможно дело в другом, но нас сейчас интересует не это, отличие психологии от эзотерики.

Эзотерик верит, что те феномены, которые он использует в свое работе существуют физически. Для эзотерика венец безбрачия это реальная вещь, а никакая не метафора. И он будет работать с ним, точно также как медик с симптомом, только другими методами. Как я уже писал выше, для психолога подобные понятия типа: «карма», «энергия», «дух» и так далее это способ описания тех или иных человеческих ощущений, состояний, это метафоры и образы, феномены психики, а не физические явления.

Нередко психологи используют эзотерические методы в свое работе. Например, те же карты Таро. Однако отличить человека действующего в психологическом поле от эзотерика не так сложно. Психолог будет интерпретировать результат гадания как проекцию психики клиента, а эзотерик как следствие влияния Судьбы на человека.

Таким образом, для эзотерики основной ценностью является «Устройство мира как он есть». Несмотря на «идеологические различия» психотерапии и эзотерики они очень часто и вполне успешно обмениваются инструментами работы.

Социум и социальные институты.

Прошу прощения за то, что смешиваю некоторые понятия. Неокторые из тех областей, что я перечислил выше также можно отнести к социальным институтам, но в этом разделе речь пойдет как раз о социальной части, то есть о тех нормах и правилах, по которым взаимодействует, та или иная социальная система. Поясню. Любая социальная система будь то государство, город, завод или футбольная команда, ставит интересы системы выше интересов ее членов. Хорошим примером является поведение правительства во время войны – они не спрашивают каждого конкретного человека – хочет ли воевать, — они вынуждают его идти на фронт вне зависимости от его желания, если государство находится под угрозой. Пожертвовать своими членами ради общего выживания – нормальное явление для любой системы. Задумайтесь сколько ваших клеток гибнет каждый день ради поддержания вашей жизни? Как часто вы их спрашиваете каково им?

Итак, правила, и законы социума обслуживают социум в целом, цели и зачади социума – обеспечить хорошее функционирование системы в целом и сохранить ее гомеостаз (то есть стабильное состояние). В двух словах социум это традиционные людские договоренности между собой, такие чтобы люди могли хоть как-то сосуществовать. У психотерапии же несколько другие задачи. Для нее гораздо важнее конкретный человек – клиент. Поэтому к сожалению, часто психология находится в антагонизме с социумом. В результате психотерапии несколько преуспевающих рабочих вполне могут уехать куда-нибудь на Бали, чтобы там рисовать картины, что может плохо сказаться на функционировании вышеозначенного завода.

Для психотерапии важна бережность к человеку и прежде всего бережность к самому себе. Так, например, приходит человек к терапевту и говорит: «Научите меня, пожалуйста, быть вежливым с этими уродами». С точки зрения социума действительно нужно учиться быть вежливым, ведь есть нормы морали и нравственности, но с точки зрения психотерапии для клиента возможно полезнее было бы высказать все «этим уродам» и вообще разорвать с ним отношения.

Философия. Другим направлением, в которое все время стремиться консультирование является философия. Действительно, желание все объяснить, понять все экзистенциальные и трансцендентные смыслы не только заманчиво, но и может быть очень полезным в работе. Есть экзистенциальная психология, логотерапия и многое другое. Но принципиальное отличие у психологического консультирования от философии следующее: задача терапевта не разобраться в устройстве мысли или Мира, а помочь человеку. Философия может задаваться вопросами о страдании и смысле жизни, но не на уровне практики. Чрезвычайно редко философия пытается сказать: как же жить со всем этим?

Согласитесь, это выглядело бы очень странно. Приходит к терапевту клиент и говорит: «Мне так больно и плохо!», а терапевт ему в ответ: «Действительно интересно.. в чем же сущность боли, для чего боль дана человеку в этом мире?». Такая терапия, точно не даст результатов. Однако бывают ситуации когда философия может быть очень полезным. Например когда, клиент приходит в период экзистенциального кризиса можно предложить ему поискать смыслы в его жизни, и по рассуждать об этом.

Академическая психология. Удивительно, но у таких казалось бы смежных областей как академическая (теоретическая, научная) и практическая психология в действительности очень напряженные отношения. Академическая психология утверждает, что вся практическая психология вышла из ее анналов (недаром сначала был Вундт, а уж потом — Фрейд), а практическая психология утверждает обратное.

Как-то раз на одной из лекций по философии науки наш преподаватель сказал, что вся практическая психология берет свои основы в теоретической. Когда я попытался оспорить этот факт, сказав, что знаю ряд направлений психотерапии, которые совершенно точно не выросли из какого-либо теоретического знания, а были созданы в практике, он заявил, что я говорю такую ерунду, с которой даже бессмысленно спорить.

Психологическое консультирование постоянно с тем или иным успехом пытается что-то забрать из академической психологии. Академическая психология осуждает практиков за то, что их действия необоснованны теорией, плохо поддаются исследованиям и оценке эффективности. А «практики» осуждают «теоретиков» за отрыв от нужд клиентов, косность, неадекватность методов исследования и все в таком же духе.

В действительности у академической психологии просто-напросто принципиально другая цель. Эта цель – познание, понимание устройства и.т.д. Если психолога консультанта на приеме в кабинете и интересует познание, то только в рамках помощи этому конкретному клиенту.

Для психотерапии человек – высшая ценность. Академическая же психология может совсем не считаться с теми, над кем проводит эксперименты. Здесь мне вспоминаются известные эксперименты Милгрэма. Напомню. Американский психолог – Стенли Милгрэм в 60-е годы прошлого века занимался исследованием подчинения у людей. В эксперименте учавстовало 3 человека: «Учитель», «Ученик» и «Начальник» (исследователь). Эксперимент, по сути, происходил над «Учителем», который ни о чем не подозревал, все остальные играли свои роли. «Учитель» задавал «Ученику» вопросы, на которые подсадной ученик давал неверные ответы. За каждый неверный ответ «Учитель» должен был наказывать «Ученика» ударом тока. Разумеется, никакого удара тока в действительности не было, но «Учитель» об этом не знал. Над душой учителя стоял «Начальник» — экспериментатор, который давил на него, чтобы тот продолжал эксперимент, несмотря на «критическую» мощность ударов и истошные крики «Ученика».

После этих экспериментов у ряда людей были истерики и психозы. Некоторые даже подавали в суд на Милгрэма. Но с точки зрения науки он сделал поистине замечательное открытие. 45% испытуемых под давлением готовы убить не в чем не повинного человека. Как писал сам Милгрэм: «Оказывается при необходимости, можно набрать надсмотрщиков для концентрационного лагеря в любом городе США».

Если бы такие «исследования» психотерапевт проводил в своем кабинете над клиентами, его действия признали бы чудовищными, а самого его исключили бы из сообщества. Милгрэм же вошел в историю, так как его действия относились к научному профессиональному полю, где на первом месте по важности находится познание а дальше уже все остальное.

Все исследования и эксперименты, которые проводит психолог консультант, он делает только в интересах клиента, а не для защиты диссертации. Все свои обобщения психотерапевт делает на основании живого опыта, а не благодаря научным экспериментам.

В чужой монастырь….
Стоит предостеречь начинающих психологов консультантов от просветительской деятельности. Действительно, как говориться: в чужой монастырь со своим уставом не ходят. Каждое профессиональное поле имеет право на существование, а люди, принадлежащие к этому полю, очень не любят, когда их пытаются переубедить. Так что не стоит эзотерикам объяснять, что духов не существует, и просвещать вашего шефа про близость и контакт, в лучшем случае вы можете быть не так поняты, а зачастую и побиты.

— Давайте, товарищ полковник, относиться друг к другу внимательнее…
— Упал, отжался, быстро!

Самое главное уметь различать профессиональные поля, и понимать, в каком поле находишься ты сам в данный момент.

В этой статье я рассмотрел далеко не все существующие профессиональные поля, но думаю, вам не составит труда самим сопоставить любое другое поле с полем психологического консультирования.

В завершении хочется сказать, что вера в психотерапию работает только в профессиональном психологическом поле, а психолог главную работу осуществляет своей человеческой частью, используя профессиональную. То есть, все те же самые методики и техники, применяемые в другом профессиональном поле другим человеком вполне могут не работать, если нет того самого человеческого, которое служит основой помощи другому человеку.

Автор: Александр Арчагов
Источник: indolas.livejournal.com/‎