Женщина и офис

Офис – традиционно мужская территория, карьера и бизнес – традиционно мужская деятельность и страсть. Если глубоко смотреть в традиционное разделение социальных функций между полами, то женщина всякий раз, просто выходя из дома, погружается в мужской мир, который выстраивался мужчинами несколько сотен поколений и женщины не имели возможности прямо влиять на этот процесс. Задумайтесь, активно и повсеместно женщины вышли в социум всего несколько поколений назад. Наши мамы работали, наши бабушки работали, наши прабабушки не все работали, а прапрабабушки? Сколько поколений женщин участвуют в голосовании, два или три? Когда женщинам разрешили приходить в церковь без сопровождения отца или мужа? Социум, со своими законами, негласными правилами и культурными традициями строился мужчинами тысячелетиями и фундамент, основание социума, менталитет структуры — явно янские. Женщины, активно поработав в социуме всего три-четыре поколения, уже не замечают этого перехода с традиционно женской территории «дом» на традиционно мужскую территорию «социум»: «Да ну что вы, что за переход такой, из одного мира в другой, я всего лишь до ближайшего магазина вышла, ничего особенного не произошло». И действительно, в последние сто лет всё так смешалось, уравнялось и запуталось, что на традиции уже никто не опирается, потому как неактуально, как мне обычно говорят: «Время другое, традиции устарели, совершенно не применимы к жизни».

Но что удивительно, всякий раз сталкиваясь с очередными женскими вопросами: «Что мне делать, как выжить, как удержаться на работе?», «Почему меня не повышают?», «У меня нет движения по карьерной лестнице уже два года, что мне делать, я места себе не нахожу?», «Начальника как подменили, он меня игнорирует, что я такого сделала?», «Меня увольняют, я не знаю, что делать, за что?». Всякий раз, первое, о чём я вспоминаю – это про четыре поколения женщин, активно живущих и проявляющих себя в социуме, против тысячи поколений мужчин, строивших своими действиями, решениями и работой этот самый социум.

Резюмируя, хотелось бы поделиться с вами основным выводом, полученным из своего 15-летнего карьерного и офисного опыта, из историй моих подруг, коллег и клиенток; возможно, он поможет именно вам. Самая грубая, тяжёлая на расплату и исправление, ошибка – игнорировать необходимость изучать традиции мужского мироустройства социума. Не замечать – не так страшно. Многие женщины до поры до времени не замечают этот витающий в воздухе офиса контекст, потом либо интуитивно его схватывают и учитывают, либо, наблюдая за мужчинами, читая книги, посещая тренинги, спрашивая и советуясь, учатся и вырабатывают свои сознательные способы его понимать и видеть. Не замечать – не критично; в крайнем случае, скажем так — намекнут. Категорически критично – именно игнорировать мужской контекст мироустройства офиса, карьеры и бизнеса; знать, что он существует и пренебрегать им. В этом моменте есть аспект тотального неприятия всего мужского, и его невозможно спрятать ни за располагающей внешностью, ни за грамотной речью, ни за профессионализмом. К сожалению. Или к счастью.

Всякий раз, когда ко мне приходят за советом по началу карьеры, я говорю: «Сейчас я задам вам очень важный вопрос и ваша задача услышать внутри себя на него честный ответ. Это важно для карьеры. Настройтесь на себя и ответьте на вопрос — уважаете ли вы мужчин?». Вы удивитесь, но хорошая женская карьера начинается именно с этого, с уважения мужчин. Вы не обязаны их любить, вы обязаны их уважать; иначе ваша карьера – непредсказуемый проект с невероятно высокими рисками, и к нему нужно относиться соответствующим образом, как к игре с вероятностью со ставкой – ваши внутренние ресурсы.

Синдром профессионального и эмоционального выгорания менеджеров и руководителей – тема не новая, публикаций и исследований, посвящённых самой проблеме и её профилактике, множество, и самого различного уровня – от гипотез и классически организованных экспериментов на группах до индивидуальных историй. Всё, с чем я сталкивалась, перекликалось с моим личным опытом либо полностью, либо в большей степени. Случайность? Возможно. Или тема такая – если задела, то не оставляет равнодушными и пробуждает желание предупредить других: «вот здесь будьте особенно осторожны»; а если не задела, то и нечего сказать, кроме как «советуют аккуратней: трудоголизм, пишут, вреден для здоровья».

«Трудоголизм вреден». Кого остановили эти слова, когда карьера набирает обороты? Только что повысили, новое рабочее место, совещания воспринимаются, как возможность повлиять на эффективность общего дела, оперативки проводятся с вдохновением, верой в сроки, подчинённых и будущие результаты. На этапе повышения – никого не остановить надписью «осторожно, карьера, возможны перегрузки». И замечательно, если взятые обязательства при получениии вхождении в должность реалистичны. А если погорячились, и взятые обязательства, как выяснилось, нереалистичны? А если и задачи, приходящие от руководства, каждая первая, нереалистичны? А если годами, пятилетками, работа заключается в том, чтобы реализовывать в жёсткие сроки нереалистичное?

Поделюсь своими наблюдениями и опытом по профилактике эмоционального выгорания в карьере. Основное для женщины, при высоком темпе работы и сверх-требованиях – полное использование своих рабочих ресурсов и эмоциональная поддержка вне работы. Ваша компетенция, авторитет, полномочия, субординация и все ваши подчинённые – ваши рабочие ресурсы, многие женщины во время сильного стресса используют своих подчинённых частично; проверьте свой прошлый штурм, они могли сделать больше. Если вы справляетесь с задачами имеющимися у вас ресурсами – замечательно; но если пошли сверх-перегрузки – понадобится участие группы поддержки. Кто в неё входит. Советник и подруга. Советник –мужчина, к которому можно обратиться за дельным советом. Подруга – женщина, которой можно выговориться и получить поддержку. Некоторые заменяют подругу психологом, а советника тренингами по менеджменту; вариант рабочий и эффективный, но иногда случается и что-то срочное, продумайте – к кому можно будет обратиться и просто поговорить.Если обратиться за советом и поддержкой, по каким-либо причинам, совершенно не к кому (командировка, срочность, другая страна, позднее время) в распоряжении у вас остаётесь вы и, ещё один незаслуженно забытый, исключительно женский способ справиться с перегрузкой – укромные слёзы. Это сейчас неприемлемо для многих, но тихие, никому не видимые женские слёзы эффективно справляются со стрессом и физиологически и психологически. Если слёзы – не ваш вариант, активно двигайтесь несколько минут. Стресс должен выйти из тела в тот же день: выговаривайте, выплакивайте, выталкивайте с потом и движениями. Простые профилактические мероприятия: полное использование рабочих ресурсов и возможность обратиться за советом и поддержкой. Доступно, эффективно и, главное – работает.

Вопрос – если профилактика эмоционального выгорания так проста, откуда у нас в офисах столько уставших женщин? Что с большинством происходит? Стыдно просить совета и поддержки? Считают нецелесообразным дружить? Не видят смысла выплакивать трудности?Может, уже перегорели? Если это так, необходимо восстанавливаться и начинать с поддержки, нужно кому-то выговориться. Не откладывайте. Найдите силы рассказать, что с вами происходит.

Автор: Елена Зайцева