Поиск причины проблемы или почему психологи-археологи неэффективны

Существует иллюзия о том, что для решения проблемы необходимо сначала докопаться до ее корней. Психолог с такой установкой напоминает археолога, раскапывающего прошлое клиента. Преодолевая слои мезозоя и палеозоя, он приближается к причине возникновения проблемы. И он ее находит, очень часто где-то в детском возрасте. Прежде чем доказывать бесперспективность такого занятия, попробую присоединиться к этой точке зрения и показать, почему именно так и происходит. Давайте выделим два фактора:

  1. Ребенок очень активно усваивает информацию из внешнего мира и на ее основе формирует представление о нем.
  2. Генерализация (обобщение) – естественный механизм функционирования психики. Он позволяет полученный однажды опыт распространить на множество похожих объектов, а не учиться заново с каждым из них взаимодействовать. А поскольку объекты похожие, но не одинаковые, при обобщении неизбежно возникают ошибки.

Например, опыт взаимодействия с родителями генерализуется — переносится на других людей. Представим, что ребенка обманули родители, и он делает вывод о том, что никому нельзя доверять. Он взрослеет, встречает множество других людей и по-прежнему им не доверяет. В такой ситуации очень легко все свалить на прошлое, на родителей, но реальность заключается в том, что все люди разные. Можно заметить, что есть люди, которым можно доверять, заметить, что внутренняя картина не соответствует действительности и изменить ее. А если на протяжении тридцати лет этого не происходит, возникает вопрос: «Почему?» Чтобы на него ответить, недостаточно просто предъявить причину в прошлом. Клиент делает в своей жизни что-то такое, что не позволяет ему встретиться реальностью. Например, он может провоцировать окружающих, создавая для них неприятные ситуации, чтобы проверить, можно ли им доверять. И увидев, что люди в ответ его сторонятся, делать вывод о том, что он прав: никому доверять нельзя. Таким образом, причина проблемы находится в прошлом, а механизм функционирует «здесь и сейчас».

Искать причину в прошлом для существующей в настоящем проблемы бесполезно. Представьте, что вы гуляли по лесу и попали в яму. Что для вас важнее: понять, почему вы туда попали или выбраться из ямы? Можно потратить множество сессий с клиентом на установление причины, а можно подействовать на механизм так, чтобы клиент сам выбрался из ямы. Например, причина возникновения навязчивых мыслей может быть в отношениях с родителями, в которых ребенок испытывал тревогу, Механизм функционирования расстройства парадоксальный: чем больше стараюсь не думать «о белой обезьяне», тем больше думаю о ней. Это расстройство лечится парадоксальными методами за 5-10 сессий. Работа, связанная с установлением причины в прошлом, такого результата не дает, потому что не затрагивает механизм.

На мой взгляд, эффективность психотерапии связана с точечным воздействием на механизм функционирования проблемы.

Это не означает, что нужно отказаться от любой работы с прошлым клиента. Если переживание из прошлого актуально, оно и есть «настоящее» в субъективной реальности. Опыт доверия у клиента можно создавать как через работу с мамой, так и через отношения с терапевтом — это не принципиально. Ключевое: создать новый опыт — подействовать на механизм функционирования проблемы.

Автор: Илья Карзов