Про мотивацию

Часто мы не можем заставить себя сделать что-то, даже если осознаём, что это важно и нужно. Следует ли себя принуждать и где взять источник силы, который будет побуждать действовать?
В попытках ответить на эти вопросы, психологи Эдвард Деси и Ричард Райан сформулировали теорию самодетерминации (кратко — СДТ), которая повлекла за собой изменения в психологии как науке.

Психология мотивации отказалась от вопроса «Что нами движет?» и перешла к «Почему мы что-то делаем в данный момент?».
Теория СДТ утверждает, что удовлетворение трёх базовых потребностей обеспечивает психологическое благополучие:
Потребность в автономии. Мы хотим чувствовать себя инициатором собственных действий. Делать что-либо в силу жизненных обстоятельств куда сложнее, чем выполнять то же по собственному желанию;
Потребность в компетентности. Невозможно продолжать делать что-то, если результат не соответствует нашим ожиданиям;
Потребность в отношениях с другими людьми. Нам важно чувствовать себя частью команды, что вокруг нас есть люди, кто одобряет то, что мы делаем, и прямо говорит об этом.

Главный вывод СДТ в том, что внешняя мотивация, сконцентрированная в кнуте или сладком и вкусном прянике неэффективна, наоборот — это нарушает все базовые потребности, описанные выше.

СДТ — это о свободе. Свобода — основа нашей мотивации. Мы постоянно пытаемся контролировать своих мужей, детей, жён, друзей и подчинённых на работе, называя это воспитанием, обучением или эффективным управлением. По существу — это контроль, разрушающий их внутреннюю мотивацию.
Практический вывод из теории Эдвард Деси продемонстрировал на больных, которые забывают принимать лекарства. Женщина безрезультатно лечилась от серьёзного недуга, пока у неё не поменялся врач. Новый терапевт начал визит с вопроса: «Когда вам удобнее принимать лекарства?» Та, подумав, ответила, что вечером. Вскоре симптомы исчезли. Таблетки остались теми же, дело было лишь в том, что прежний врач требовал принимать их с утра, когда женщина забывала о лекарствах. Хотя время приёма не имело принципиального значения для эффективности лечения, один врач верил в контроль и дисциплину, а другой дал пациентке свободу действий, поддержав её потребность в автономии.

В идеях СДТ нуждаются все сферы. Образование и работа, как пример, почти полностью опираются на внешнюю мотивацию, причём не всегда позитивную. В школе свобода может проявляться в том, что учитель задаёт детям вопросы или предлагает им самим выбирать способы решения задачи, а начальник интересуется мнением сотрудников и слышит их.
Источник стремлений находится в нас самих, а не снаружи в кнуте или прянике, и я верю, что большинство родителей, учителей и руководителей это поймут.

Автор: Евгения Синица