Пять видов деятельности. Пять способов организации своего бытия.

«Движение – это жизнь» – гласит древняя пословица. В век стремительных технологий многие люди делают это утверждение девизом жизни. При этом, не задумываясь о смысле еще одного высказывания: «Много движений и никаких достижений». Вечный вопрос о «качестве» и «количестве», двух философских категориях, обсуждаемых Аристотелем, Кантом, Гегелем, Энгельсом. Так все-таки «движение это жизнь» или «жизнь это движение»? Предлагаю и нам с вами читатель порассуждать о том, как часто «количество» наших движений переходит в «качество» нашей жизни.

Движение человека начинается с момента его зачатия и продолжается в утробе матери фактом пренатального развития. Движение – это физиологическая функция любого живого организма. А вот Личностью человека делает Деятельность, которую он для себя осознанно выбирает, и которая формирует его жизненный путь.

Существует пять видов деятельности: Социально-полезная, Романтическая, Протестная, Иллюзорная и Доказательная. «Узки Врата» — только одна из них ведет человека к Высшему Себе: к «Индивидуации» по К.Юнгу, «Самоактуализации» по А.Маслоу, «Зрелости» по Г.Олпорту, «Я идентичности» по Э.Эриксону, «Реализации внутренней сущности» по Ш.Бюллер, «Осуществлению смысла» по В.Франклу. Две из них являются неким компромиссом, переходным моментом из мира подчиненности законам взрослых в свой собственный свободный мир; и еще две являются откровенно разрушительными.

Мы говорим о пяти видах деятельности, потому что человек имеет пять конечностей и на каждой из них еще по пять органов, которые находятся в активном взаимодействии с миром. Вспомним так же Витрувианского человека Леонардо да Винчи, позиция тела которого точно повторяет пятиконечную звезду.

С момента зачатия человек начинает постепенно развиваться, и это развитие подчиняется определенным законам: закону Божьему (природному), а с определенного момента и закону, который человек для себя устанавливает сам и несет за него ответственность; социальным инициирующим актам; кризисам взросления и т.д.

Период земного существования предполагает пять этапов восхождения человека от досознательности к зрелости: первый – досознательный; второй – становление сознания; третий – становления личности; четвертый – взросление; пятый – зрелость. Так человек сначала полностью зависит от опеки отца и матери, затем проходит стадию воспитания в нем ответственности и постепенно приходит к моменту вступления в полноту ответственности за себя и свою жизнь.

Предметом нашего размышления являются причины определенных перекосов в развитии человека, которые заставляют его обращаться к деятельности Иллюзорной и Доказательной, что приводит его к неудовлетворенности, невозможности быть полноценным творцом своей жизни, к проблемам морально-волевого и морально-чувственного характера, невозможности полноценно любить, быть любимым, и создавать то качество жизни, которое вдохновляет и ведет к полному раскрытию себя.

Мы порассуждаем с вами о том, почему так труден и длинен путь человека к Социально-полезной деятельности, которая является единственно возможной для Личности развивающейся, уважающей себя, готовой творить себя и свою жизнь, совершать социально полезные поступки. Рассмотрим Протестную и Романтическую деятельность как некий мостик, переходный момент, который может использовать человек в определенные этапы своего ментального и нравственного развития, чтобы совершить преобразования того в чем он жил в Социально-полезную деятельность.

Деятельность можно определить как специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая самого себя и условия своего существования.

«Лицо» (личность) человек приобретает, совершая определенные поступки. Вспомним уже ставшее крылатым выражение: «Личностью не рождаются – личностью становятся». Так поступки приводят человека либо к целостности и полноте существования, либо к обезличенности и неудовлетворенности. Иисус Христос в Нагорной проповеди сказал: «По плодам их узнаете их». Дела всегда сами говорят за человека.

Так, чтобы понять какой вид деятельности на данном этапе жизненного пути, является для вас ведущим, нужно честно ответить себе на несколько вопросов: Что я с этого получаю?; Каково мое психоэмоциональное состояние; Что я предлагаю миру? Последний вопрос не случаен, так как понятие Деятельности вне социального контекста не существует.

А.Адлер, описав процесс развития человека с точки зрения социальной полезности, вывел максиму: «Человек есть сумма поставленных целей и решенных задач». Человек, который видит Точкой сборки Свою собственную Систему ценностей, четко ставит Цели и постепенно осуществляет их – имеет «мужество творить» свою жизнь и выбирает Социально-полезную деятельность, которая дает ему здоровое эмоциональное наполнение, возможность достойного заработка, и возможность принести пользу для мира. Нужно честно признать, что лишь небольшое количество людей удостаивают себя чести быть счастливыми.

Для того, чтобы понять, что заставляет человека двигаться по жизни, минуя эту цель, и игнорировать Социально-полезную деятельности, в лучшем случае в пользу Романтической или Протестной, в худшем в Иллюзорной и Доказательной, нужно начать сначала и рассмотреть возрастные кризисы становления человека, учитывая его включенность в социальное бытие.

Говорить о возрастных кризисах – задача необычайно сложная, слишком многофакторная проблема: много авторов, много мнений. Мне представляется чрезвычайно интересным рассмотреть заявленную проблематику в контексте теории психосоциального развития, предложенной Э.Эриксоном.

Согласно Эриксону, каждая стадия развития сопровождается кризисом (Конфликтом) – неким поворотным моментом в жизни индивида, который возникает вследствие достижения определенного уровня психологической зрелости и требований социума, предъявляемых к нему на данном этапе. У каждой стадии есть своя Эволюционная задача, которая либо успешно решается индивидом, и он благополучно переходит на другой уровень, либо нет, и тогда человек, перейдя на другой уровень, проживает его по «кривизне», так как «зачет» не сдан.

Развитие пяти внутренних альтернатив (дихотомий) личности и их результативность рассмотрим в виде таблицы:

Продукт – эволюционная задача данной стадии развития. Антипродукт – некорректное разрешение конфликта.
От рождения до 1 года – Доверие/Недоверие
Доверие себе и окружающему миру. Способность полагаться на себя и использовать возможности окружающего мира (надежда, как оптимизм в отношении своего культурного пространства). Пессимистичный взгляд на жизнь. Неверие в свои силы. Чувство внутренней неопределенности.
От 1 года до 2,5 лет (кризис осознания своего Я) – Автономия/Стыд
Самостоятельность. Самоконтроль. Право на свою оригинальность. Формирование нравственной воли. Сомнение в своей состоятельности что-то делать самому. Отрицание своей оригинальности. Зависимость от других.
От 2,5 лет до 7,5 лет – Инициатива/Чувство вины
Самоутверждение. Умение ставить цели и достигать их. Способность трудиться продуктивно. Умение видеть перспективу своего развития. Предприимчивость. Способность планировать и брать на себя обязательства. Формирование чувства моральной ответственности, совести. Пассивность. Покорность. Чувство вины за свою активность.
От 7,5 лет до 12 лет (кризис переживания своего Я) – Трудолюбие/Комплекс неполноценности
Уверенность в своих силах. Формирование мотивации стремления к успеху. Предприимчивость. «Вкус» к работе. Креативность. Труд во Имя Свое. Компетентность. Чувство собственной состоятельности. Самооценка. Социальные связи. Неадекватность, неверие в свои силы.
Чувство неполноценности, как в плане использования средств и возможностей, так и в плане собственного статуса. Ложное чувство вины, долга. Мотивация избегания неудач. «Застревание» в протестной позиции.
От 12-13 лет до 21 года (кризис первичной реализации себя) – Становление индивидуальности (Я идентичности)/ Ролевое смешение.
Установление идентичности своему Я. Формирование Верности подлинно своим нравственным принципам. Осознание ответственности за свою жизнь. Цельность. Становление идентичности в персонах окружающего мира. Тревога. Одиночество. Инфантилизм. Потерянность.

Пять этих весьма важных периодов жизни человека определяют в дальнейшем его жизненную направленность и внутренние интенции. Травматика (некорректное разрешение конфликта) той или иной стадии развития, приложенная к ее антипродукту, формирует в человеке постановку акцента на избрание локуса своей реализации в той или иной деятельности.

Сложность травматики двух первых психосоциальных стадий заключается в том, что развитие индивида в это время происходит в рамках так называемого досознательного формирования Своего Я, когда информация усваивается ребенком, минуя сознание. Именно эти импринтинги несут в себе наиболее разрушительное воздействие, так как человек не имеет возможности в полной мере не осознать, не проработать данную проблематику. Это время, когда закладываются два отправных момента: либо полное недоверие своим талантам и стыд за свою несостоятельность и невозможность выступать Творцом своей жизни, либо признание своей автономности и возможность отвечать за свою жизнь, влиять на нее, доверяя себе, людям и силам вселенной.

Важно так же сказать об еще одном очень важном детерминирующем моменте развития человека. С момента рождения до двух с половиной лет происходит проработка Анимы и Анимуса, что приводит к формированию у него определенного Гендерного статуса. И если ребенком была запечатлена ролевая функция родителей, и при этом не был запечатлен их Гендерный статус (проще говоря, он не видел в маме и папе женщину и мужчину), в дальнейшем это приводит его к игнорированию своего пола и погружению человека в иллюзорность бытия. И как следствие – перекосы ощущения, осознания, идентификации себя, невозможность жить собой и для себя, что выражается в дальнейшем Иллюзорной и Доказательной деятельностью.

Вторая стадия развития человека итожится Кризисом осознания своего Я. Это первый серьезный кризис в жизни ребенка и формирование первой ступени осознанности.

На третьей стадии развития маленький человек начинает осознавать себя как личность и еще более активно осваивает мир с помощью игры. В этом возрасте происходит его самоутверждение. Ребенок пока еще по-детски строит планы, что-то придумывает, фантазирует. У него появляется желание воплощать эти фантазии в жизнь. И если в этот период социальное окружение выступает в роли жесткого ограничителя, откровенно ругает его за проявление столь бурной инициативы, то у него развивается пассивность, апатия и чувство вины за свою активную позицию, которой он приносит неудобство другим людям. И, наверное, самым разрушительным в этом случае является рождение покорности. Когда уже нет себя, как личности, а есть чье-то чужое мнение, желания и указы, которые человек и будет воплощать. Это прямой путь в Иллюзорную деятельность и Обезличенность, жизнь явно не во Имя Свое, обесценивание либо неосознавание своих результатов и ценностей.

Умение формировать Ценностное содержание своей жизни закладывается у человека в первые пять лет жизни. Примерно в возрасте пяти лет у ребенка формируется некий прототип модели зрелой личности – «Стиль жизни» по Адлеру.

Как мы уже посмотрели, формирование у ребенка антипродукта трех первых стадий психосоциального развития может быть детерминировано некорректными условиями взросления, которые закладывают у него определенные перекосы в Самоопределении, Целеполагании, чувстве собственной Самоценности.

Адлер обращает внимание на две крайности воспитания, одинаково ведущих к негативным последствиям:

  • Первая – изнеженность и потакание, и как следствие, формирование у ребенка «комплекс превосходства»;
  • Вторая – агрессивное отношение, ведущий к «комплексу неполноценности», «забитости».

Два этих момента очень далеко отодвигают взрослеющего индивида от возможности его продвижения в сторону Социально-полезной деятельности. Нужно заметить, что «забитость» будет прорабатываться гораздо сложнее.

В первом случае у человека практически отсутствует возможность прийти к чувству Собственной ценности, найти истинно Свою внутреннюю Точку сборки, так как сложилась патологическая ситуация когда его личностные качества и поступки подвергались постоянной оценке извне. Причем отрицательные качества и дефициты ребенка умалчивались. Все это должно привести к патологической зависимости от положительной обратной связи: человеку, уже во взрослой жизни, постоянно, как наркотик, будет нужно внешнее одобрение и оценка, так как без этого он не сможет почувствовать своих «границ». Такому человеку будет чрезвычайно сложно понять и подвергнуть оценке, что в его поведении действительно Добро, а что Зло, причем как для него самого, так и для окружающих. Такие люди идут по пути Компенсации, и скорее всего, это путь в Иллюзорную, либо Романтическую деятельность. Так как доказывать им особо нечего, они сами нуждаются в постоянном доказательстве того, каковы они есть. До Протестной деятельности, когда возникает желание с чем-то не согласиться, против чего-то восстать и что-то отстоять, им пока тоже не дотянуться.

Второй случай предполагает путь Гиперкомпенсации, что вполне может привести к социальной успешности, только вот жизнь такого человека превращается в Доказательство всем своей состоятельности длиною в жизнь. Причем заметьте, даже не себе самому, а другим. Это путь в никуда: полное неверие в свои силы, отрицание права на свои желания и ценности, невозможность услышать и присвоить (отнести к себе) положительные высказывания в свою сторону.

Понятно, что как в одном, так и другом случае нет места своим ценностям и внутренней целостности, все силы человека уходят на предъявление себя миру через внешнюю атрибутику и «маски». Взрослый, однажды погрузивший ребенка в «Иллюзию» небрежно брошенным словом или манипуляцией, возможно, навсегда отрезает путь этого малыша к жизни реальной, порождая в нем искаженное восприятие себя и действительности.

После игры на шестом году жизни в профессию человек вступает в очень важный для себя четвертый период развития, в котором он переходит в статус взрослеющего ребенка.

Это вторая ступень формирования осознанности (первая сформировалась в 2,5-3 года), когда у ребенка на многие вещи открываются глаза, он многое видит и понимает. В этот период он крайне уязвим. И здесь требуется огромная мудрость взрослого социального окружения, которое обязано учитывать этот факт. Если этого не происходит, и родители продолжают вести себя, как и раньше, не замечая, что ребенок почти вырос, то не избежать печальных последствий. Ведь это период, когда закладываются самые разрушающие травмы психоэмоционального и психосексуального характера. Это период формирования подсознательной мотивации всех дальнейших поступков человека, и соответственно выбора деятельности, которая будет его либо вдохновлять, либо разрушать. Это период формирования своего, индивидуального способа мыслить и действовать, первые пробы самостоятельного взаимодействия с миром, когда, с одной стороны, взрослеющему ребенку требуется психологическая автономность, а с другой физиологическая защищенность, которую он себе пока обеспечить не может.

Проблематика этой стадии развития обусловлена еще тем, что чем сильней ребенок стремится к автономности, тем больше взрослый старается удержать его в рамках своих предписаний и запретов. Понятно, что действует такой взрослый исходя сугубо из своих страхов. И так же понятно, что ребенка в этом возрасте удержать в рамках невозможно (извините, «тесто подошло»): он либо ломается, либо уходит в глухую оппозицию.

Это время, когда у человека развивается любовь к труду и способность действовать на основе своей Компетентности (Знаю-делаю), получая за это вознаграждение (Результат). Для Эриксона трудолюбие включает в себя чувство межличностной компетентности – уверенность в том, что в поисках важных индивидуальных и общественных целей человек может оказывать положительное влияние на общество. Таким образом, психосоциальная сила компетентности является основой для эффективного участия в социальной, экономической и политической жизни.

В результате психологических травм, полученных на этом этапе жизни, человек перестает верить в свои силы и возможности, у него не формируется значимое отношение к профессиональной и коммуникативной компетентности, появляется недоверие по отношению к своей статусности в семье, среди сверстников и в социальных институтах.

Острое желание самостоятельности при невозможности полноценно обеспечить и защитить себя, начало гормональной перестройки, толкают маленького взрослого к определенной степени дезорганизованности и неудовлетворенности. Ведь этот второй серьезный кризис взросления он впервые вынужден переживать осознанно.

Степень неудовлетворенности и ее созидающая или разрушающая векторность развития во многом будет зависеть от эмоционально-чувственной среды, в которой находится ребенок. Совершенно очевидно, что эмоционально-позитивная родительская среда заложит в человеке положительный вектор развития в нем Мотивации стремления к успеху и осознания ответственности за свою жизнь. В то время как подавляющая обстановка приведет к установке на Мотивацию избегания неудач, в рамках которой человек всю жизнь вынужден бегать по замкнутому кругу своей неосознанности, ранимости, неудовлетворенности и невозможности обрести результат, который вдохновляет и дает ощущение покоя и защищенности.

Кризис переживания себя двенадцати лет приводит вчерашнего ребенка к очень неустойчивой дуальной, неочевидной для него картине мира, в которой появляется больше вопросов, чем ответов, больше страхов и боли, чем спокойного мирного бытия. И именно это состояние впервые заставляет его задуматься об условиях своего существования. Впервые на пороге двенадцати лет ребенок получает дар критического осмысления бытия и себя в нем. И как любой дар его можно, как получить и присвоить, так и благополучно «слить» открывающиеся возможности.

Здесь есть только два пути: либо эта неудовлетворенность обернется тупиком – это путь в Иллюзорно-Доказательную деятельность, либо послужит источником креативных интенций, которые приведут человека, возможно сначала через Протест, к Романтической и Социально-полезной деятельности.

Итак, подросток впервые критически смотрит на свое окружение, которое, так или иначе, оказывает на него влияние. А дальше он с этим влиянием либо соглашается, либо нет. Навыки конструктивной критики и позитивного разрешения конфликта сформируются у него гораздо позднее. Пока же единственный способ заявить свое несогласие с состоявшимся положением вещей, ребенок видит в Протесте. Он впервые получает возможность осознанно протестовать против любого некорректного вторжения в Свое Я. И это механизм, как спасательный круг, какое-то время держит его на «своей волне», и не дает утонуть в море несправедливости, агрессии, подавления.

Только вот с определенного момента круг, который когда-то был спасательным, начинает давить, а затем откровенно разрушать сущность человека, потому что человек растет, а круг, в котором он болтается на поверхности житейского моря, остается прежним. А «своя волна» уже не «греет». Когда ты определяешь Девизом своей жизни: «Пусть сильнее грянет буря!», эта же Буря тебя однажды и погубит. Протестная деятельность не может оставаться ведущей в жизни взрослого человека, и не разрушить его. Здесь стоит вспомнить великих «протестантов»: Ф.Ницше, Ж.П.Сартра, В.Высоцкого, И.Талькова, О.Даля, И.Цоя и др. Все эти люди по-своему гениальны. Жаль только, что гениальность в большинстве случаев освобождает от простого человеческого счастья и «ввинчивает» человека внутрь своих проблем, которые в большинстве своем определяются неспособностью таких людей строить коммуникативные каналы взаимодействия между своим гениальным наполнением и другими людьми.

Если же неудовлетворенность маленького взрослого не находит выхода в протесте, она может получить в нем прописку очень надолго, а может даже навсегда. Раздражение, самоедство, неумение радоваться даже тем результатам, за которые порадоваться возможно, имеет истоки именно в этой истории. Задача данного этапа развития – научиться присваивать однажды полученный опыт и результаты своего труда.

Паттерн невозможности высказать свое мнение, отстоять свою позицию, пойти наперекор, так же может стать причиной серьезных проблем в зрелом возрасте. Здоровый протест в этом возрасте закладывает у ребенка способность к Конструктивной критике. Невозможность критического осмысления бытия и себя в нем может быть помехой и в выборе Единственно Своей профессиональной деятельности.

Задача следующего Пятого этапа развития личности – Кризиса первичной реализации как раз заключается в том, чтобы человек, опираясь на свой морально-волевой ресурс, нашел в себе силы перейти от Протестного или Иллюзорного существования в деятельность Социально-полезную или Романтическую.

Так, одних Неудовлетворенность еще больше укрепляет на позициях Иллюзорно-Доказательной жизнедеятельности, а кого-то, как Чайку Р.Баха, отправляет открывать для себя новые горизонты и миры. Процент людей, которые отправляются «открывать» – откровенно мал. Потому что некорректное прохождение предыдущих стадий развития формирует огромное количество страхов, комплексов и внутренних ограничений, которые заставляют подростка предпочесть порой неосознанно, так и остаться в «розовых очках», что неминуемо ведет к Иллюзорному мировосприятию.

Снять «розовые очки» предполагает увидеть «правду жизни», а дальше с этой правдой надо что-то делать. И если у подростка не сложилось доверие к своему мнению и тому, что окружение его не отвергнет; не сформировалась нравственная воля и независимость от мнения других людей; не появилась уверенность, что проявленная инициатива приведет к должному результату, который принадлежит конкретно ему – конечно, ничего не произойдет. Инфантильное восприятие мира так и будет украшать нос такого человека.

Это приведет его к Иллюзорному мировосприятию, что практически всегда ведет к внутренней фрустрации и агрессивности, как правило, направленной на самого себя.

Деятельность таких людей тоже из разряда Майи – иллюзии. Они творят не «для кого» и не «для чего», а просто творят, чтобы выплеснуть свою внутреннюю энергию. У такой деятельности нет направленности, целей. Конечно, нет и результата. В таком иллюзорном угаре прошла жизнь А.Моцарта, В.Гога, М.Монро, Э.Пиаф, Э.Хэмингуэя.

Итак, Пятая стадия развития личности, стадия завершающая формирование основ личности. Стадия самая ответственная и, конечно, самая сложная для восприятия: ее характеризует самый глубокий жизненный кризис.

Подросток уже много знает и многое умеет. Его основная задача состоит в том, чтобы, собрав воедино все имеющиеся к этому времени знания о себе, создать единый образ себя (Эго-Идентичность), включающий осознание, как прошлого, так и предполагаемого будущего. Задача, прямо скажем, не из легких. В этот период происходит квинтэссенция сразу всех предыдущих кризисов взросления, которые не всегда проходили гладко. И человек вынужден сдавать этот и без того сложный экзамен, подбирая при этом «хвосты» предыдущего: неосознанного, невоплощенного, неассимилированного, непрожитого, нерешенного.

В этот период подросток сталкивается с новыми социальными ролями и связанными с ними требованиями. Наряду с бурным физическим ростом, не менее бурным гормональным созреванием, что дает некие перекосы в эмоциональной сфере, он вынужден решать очень сложные и важные задачи, от которых буквально зависит его дальнейшая жизнь.

Вчерашний ребенок принимает относительно себя ответственные решения и осознанные выборы. И если эти выборы детерминированы доверием к себе и миру, самостоятельностью, инициативностью и трудолюбием, освоенные навыки помогут ему обрести свою ЦЕЛОСТНОСТЬ.

Положительное качество, связанное с успешным выходом из кризиса периода юности – это Верность прежде всего самому себе: способность сделать Свой выбор, найти Свой путь в жизни и оставаться верным взятым на себя обязательствам; это обретение правильного понимания своего Долга.

Выход из Кризиса идентичности как кризиса первичной реализации себя предполагает только два варианта развития события: обретение «Взрослой идентичности» – жизнь своим умом, во Имя Свое; либо «Диффузия идентичности» – жизнь, как говорила Алиса «в чужом уме», что ведет к путанице ролей и инфантильному мировосприятию. Ролевая спутанность приводит к неспособности выбрать карьеру, продолжить образование, то есть выбрать деятельность, которая на данном этапе является адекватной.

Это сложное для индивида время несет в себе также положительные моменты: было бы странно, если бы мироздание оставило нас в такой сложной ситуации без значимой поддержки. Юность – это время первой Влюбленности. Именно это обстоятельство закладывает в этот период романтический настрой человека, и как следствие, стремление к деятельности Романтической.

Только вот правило остается неизменным – деятельность, которая возникает на данном отрезке человеческой жизни, связанный с особенностями возраста, как некий переходный момент, не может остаться ведущей на всю жизнь. Следующим этапом, с началом взросления к человеку должно прийти и право на Социально-полезную деятельность. То, что прекрасно в юном возрасте, не может быть мерилом в последующих этапах развития человека. Поэтому задача данной стадии перейти от чувственной, сентиментальной влюбленности к возможности возникновения в жизни человека любви зрелой, которая детерминирована общим сформировавшимся фоном зрелой чувствительности (когда на смену эмоции влюбленности приходит чувство настоящей любви).

Романтизм, как таковой, возник как противоположность классицизму и просвещению. Это тоже своеобразная форма протеста, только протеста более конструктивного. Характеризуется данная деятельность самоценностью духовно-творческой жизни личности, которая изображается сильной, страстной, одухотворенной. Романтизмом называют все странное, фантастическое, существующее в книгах, но не в действительности. Здесь нет места холодной рассудительности. Это игра воображения, способная увести от «тусклой повседневности». Романисты воспевают Свободу и Индивидуализм. Не правда ли, все это смахивает на юношеский максимализм?

Частичка этого «безумства» должна остаться с человеком на всю жизнь, заметим – только частичка. Потому что человек не может жить только идеалами. Человек – это неделимость РАЗУМА, ДУШИ и ТЕЛА. Поэтому романтическая деятельность должна рано или поздно пройти здоровую сублимацию в деятельность Толерантную (Социально-полезную). Опять же вспомним не простые, а порой и не сложившиеся судьбы великих романистов М.Лермонтова, О.Уайльда, Ж.Ж.Руссо, Ф.Гойи, А.С.Пушкина, Ж.Санд, П.И.Чайковского, Ф.Шопена и др.

Все происходит поэтапно: одна форма выливается в другую. Один кризис, плавно перетекая в другой, дает человеку новые смыслы. Проходя 5 стадий своего развития, человек очень постепенно формирует кристалл Своей Личности, буквально по крупицам собирая Свет внутри себя. Тот Свет, который однажды должен превратиться в Луч. И тогда деятельность человека станет Осознанной, Целенаправленной, Бесконечной.

Все имеет свой возраст, всему свое время. Есть «Время разбрасывать камни и время собирать камни». Зрелость, которая приходит на смену юности и молодости, как лакмусовая бумага показывает весь путь, пройденный человеком. В это время у человека появляются (должны появиться) совсем иные смыслы бытия, и как говорил Г.Олпорт – «широкие границы». Зрелый человек отличается способностью видеть целостную картину благодаря ясному, систематическому и последовательному выделению Значимого в собственной жизни.

К разрушающей Иллюзорно-Доказательной деятельности человек приходит через искажение смыслов, путая Форму и Суть речевого контента, что приводит к чрезмерному Эмоционированию, Мотиву избегания неудач и Обезличенности.

Чтобы получить право на деятельность, которая дарит радость, развивает, приносит плоды, дает возможность идти к своим вершинам, нужно пройти Путь (Дао). Как говорил С.Кьеркегор: «Жизнь может быть понята в обратном порядке, но прожить ее надо с начала».

Невозможно прийти к Толерантной деятельности через Иллюзорно-Доказательную. Сначала это оформляется как протест, затем этот протест обретает определенные очертания, превращается из разрушительного, пессимистичного эмоционирования диссидента в декадентский (романтический). Человек, теперь осознанно, с чувством, с расстановкой говорит о том, с чем не согласен, и при этом еще предлагает новые пути решения вопроса. Его жизнь, наконец, приобретает светлые тона.

Так протест просто ради протеста остается в прошлом. Романтическая деятельность пока носит идеалистический характер, но у человека уже появляется возможность с помощью Морально-волевого ресурса перевести «фонтан» своих Эмоций в позитивный мир своих Чувств. Дает возможность ВСПОМНИТЬ и ответить на три экзистенциальных вопроса: Кто Я? Откуда Я? Зачем Я? И самый важный вопрос: Во имя чего?

Такой человек всегда четко осознает Свои Ценности, всегда исходит из Своей ментальной наполненности, учитывает Присвоенный опыт, жизнь воспринимает как Творчество, предлагает миру Свое Творение и всегда приходит к Социально-чувственному достатку. Его жизнь становится качественным движением.

Это и дает ему право, вернувшись к себе, обретя свою Целостность, приблизиться к пониманию того, какая же деятельность ДЛЯ НЕГО является Социально – полезной.

                                                                            Наталья Прокофьева, психолог-консультант