Критерий 6. Взрослость, субъектность

Кто МОЖЕТ быть участником сообщества МПЛ12?

Критерий шестой. Взрослость, субъектность.

Какого человека можно считать взрослым?

О взрослости и зрелости пишут многие авторы: Э. Эриксон, А. Маслоу, Г. Олпорт; Б. Ананьев, В. Слободчиков, Е. Сапогова и т. д. Возрастные психологи выделяют взрослость и зрелость в отдельный этап жизни.

***

В. И. Слободчиков и Г. А. Цукерман считают, что суть первой ступени взрослости (17—42 года) состоит в индивидуализации системы общественных ценностей и идеалов соответственно личностной позиции человека, который становится субъектом общественных (не узкосоциальных) отношений. Завершающая ступень (после 39 лет и далее) — универсализация — полагается как потенциальная возможность достижения высшего уровня духовного развития, вхождения в пространство обще- и сверхчеловеческих, экзистенциальных ценностей.

Помимо этого, взрослость как этап развития и жизни человека обладает рядом особенностей:

— новый характер развития, теперь в меньшей степени связанный с физическим ростом и быстрым когнитивным совершенствованием;

— способность реагировать на изменения и успешно приспосабливаться к новым условиям, позитивно разрешать противоречия и трудности;

— преодоление зависимости и способность брать ответственность за себя и других;

— социальные и культурные ориентиры (роли, отношения и т.д.) для определения успешности и своевременности развития во взрослости.

Ключевые идеи авторов: зрелость — это возраст «совершения деяний», наиболее полный расцвет, когда человек становится тождественным самому себе. Работа и забота — добродетели зрелых людей.

Центральным возрастным новообразованием зрелости можно считать продуктивность которая включает как творческую и производительную (профессиональную) деятельность, так и вклад в воспитание и утверждение в жизни следующего поколений, связана с заботой «о людях, результатах и идеях, к которым человек проявляет интерес».

В гуманистической психологии центральное значение придается процессу самореализации и самоактуализации взрослого человека.

По мнению А. Маслоу, самоактуализирующиеся люди не ограничиваются удовлетворением элементарных (дефицитарных) потребностей, но привержены высшим, бытийным ценностям, среди которых истина, красота, добро.

Обращаясь к студентам-психологам, А. Маслоу предупреждал их о пагубности комплекса Ионы, который представляет собой «боязнь собственного величия», «уклонение от своего предназначения», «бегство от своих талантов»: «Вы должны стремиться стать первоклассными психологами, в самом лучшем значении этого слова, лучше, чем вы можете себе представить».

Источник: Кагермазова Л.Ц., Возрастная психология. Текст взят из базы знаний на информационно-правовом портале PSYERA, раздел Возрастная психология, статьи «Взрослость как психологический период» и «Зрелость (взрослость)». Рекомендую ознакомиться с текстами.

***

Субъектность — » интегральное качество личности, проявляющееся в ценностно-смысловой самоорганизации действий и осознанной саморегуляции, приводящее к изменению себя и окружающей действительности посредством активно-преобразующей деятельности». (Ленглер О. А. Субъектность человека: психолого-педагогические основы // Молодой ученый. — 2012. — №11. — С. 440-442).

«Данная характеристика позволяет представить человека не как бесстрастного деятеля-исполнителя, а как пристрастного сценариста своих действий (на высших уровнях развития даже режиссера), которому присущи и определенные предпочтения, и мировоззренческие позиции, и целеустремленность преобразователя» (Вопросы психологии «Проблемы исследования субъектной активности» А.К. Осницкий 20.01.1995 г.)

Простыми словами: субъектность — это присвоение человеком АВТОРСТВА в своей жизни и активная самостоятельная ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ для изменения окружающей действительности в соответствии со СВОИМИ целями.

***

Итак, взрослость предполагает продуктивную, осознанную и ответственную деятельность для других; субъектность — быть автором, причиной, двигателем и регулятором этой деятельности, осуществлять ее по-своему, «из себя».

Данный критерий означает, что каждый участник профсообщества вносит свой вклад, в соответствии с ценностями и миссией МПЛ, которые созвучны его собственным, тем самым реализуя свою взрослую субъектную позицию.

Автор: Мария Летучева