Почему мы становимся родителями, или Немного о мотивации

Дорогие будущие родители, а так же те, кто в ближайшее время не планирует. Хочу пригласить вас совместно подумать вот над чем. Одни говорят вам: «Надо рожать!» Другие — убежденные «чайлдфри». Третьи рассуждают о демографическом кризисе. Да бог с ними — сами-то мы почему собственно хотим становиться родителями (ну или не очень хотим, но все же становимся)??

Мотивация, говорят, бывает «к» чему-то (это когда мы всеми силами стремимся к желаемому) или «от» чего-то (понятное дело, наоборот). А еще она бывает внешняя (прилетает от кого-то: родителей, авторитетов, товарищей по песочнице, социума) и внутренняя (то что в большей степени исходит от меня самого).

Как это относится к материнству? И откуда мы берем мужество ввязаться в родительство?

Итак, внешняя мотивация.

Она достается нам во-первых и конечно же, мы естественным образом выносим этот сценарий из семьи. В детстве например у нас даже сомнений не возникает: «Вырасту – буду мамой (папой)», и на мой взгляд, огромные силы надо приложить, чтобы поменять это стремление на противоположное. И тем не менее…

Во-вторых, это прямо-таки зов рода, требующий продолжения. Опять же, сила очень мощная, бессознательная, и противостоять ей также непросто.

В-третьих, социально одобряемый путь развития личности. Колея, проложенная веками. Ну что тут скажешь – каждый сочтет своим долгом в свое время спросить, когда же наконец…

Есть еще и внутренняя мотивация. Какая?

Желание и стремление пережить новый опыт, созидательный и трансформирующий. Любопытство, в конце концов. Стремление построить свой маленький мир и властвовать в нем. А еще – страх перед несоответствием, несостоятельностью. Мотивация негативная, но действенная, особенно актуальная для женщин.

Что же противостоит этой мощной силе? Из внешних препятствующих факторов: Как ни странно, во-первых, семья – когда инфантилизирует растущего человека, способствует его застреванию на более ранних стадиях развития. Как правило, способствует этому травматический опыт и незрелость самих наших родителей. К сожалению а может и к счастью, нас воспитывали живые люди, а не Будды. К счастью, потому что несмотря на свою неидеальность – смогли же! Во-вторых, социальные стереотипы, мифы о родительстве как о чем-то тяжелом, мешающем жить и радоваться, расти и развиваться. О, из этой задницы растут ноги большинства наших неосознаваемых страхов перед материнством и отцовством.

А ведь еще есть внутренние препятствия.

Во-первых, негативный опыт, вынесенный из родительской семьи. Внутренний образ «плохого родителя», боязнь таковым оказаться. А значит, желание быть не таким «неправильным» как мои папа и мама, а еще лучше идеальным – что слишком сложно, если не сказать невозможно. Вот и откладывается родительство на доооолгий срок достижения «идеальности»…

Во-вторых, страх «потерять себя», исходящий из мифа, что родитель – это не роль, а некий диагноз на всю оставшуюся жизнь. Конечно, миф этот в чем-то оправдан: опыт родительства оказывает на нас мощное трансформирующее влияние. Но с другой стороны, важно отдавать себе отчет: это одна из наших ролей, только грань, а не вся наша личность. И проявляться эта наша грань может очень и очень индивидуально!

В-третьих, целый комплекс страхов, связанный со страхом смерти (или мягче – страхом перед изменениями). Оставаясь в инфантильном состоянии, мы имеем свои бонусы – в частности, иллюзию, что мы не приближаемся к пугающему рубежу, что у нас «все впереди». Не меняясь, мы не делаем пугающего шага в неизвестность.

В-четвертых, протест против навязываемого извне пути развития. С одной стороны, это как бы здорово: проявление индивидуальности и все такое. Однако стоит подумать о том, что протест – это тоже инфантильная реакция, та же зависимость, только с другим знаком. Так что от индивидуального здесь – опять же, лишь иллюзия.

Это я навскидку, возможно разнообразных мотивов значительно больше, как внешних так и внутренних, как «к», так и «от». Сейчас я вижу две вещи, которые мне сильно не нравятся:

— слишком много мотивации, препятствующей нам становиться родителями;

— слишком многое из этой мотивации может быть нами неосознаваемо.

То есть, в нас часто борются две силы, «за» и «против». Когда побеждает «за», мы становимся родителями. Пока побеждает «против», выжидаем и готовимся. И то, и другое – позитивно, лично я не являюсь сторонником ни повального одетенения, ни тем более его противником. Засада может быть в том, что вроде бы на внешнем уровне мы «за» то чтобы стать родителями, но на бессознательном уровне слишком много «против». И тогда вроде бы желанная беременность никак не наступает, или все откладывается, или все не ладится личная жизнь, или… мало ли способов избежать того, что пугает! А возможно, наоборот: сознательно мы «против-против», а в глубине души уже давно «за» – и тогда беременность воспринимается как трагедия, а не естественный ход событий. Знакомо? Что делать? Выводить эти мотивы на поверхность, разоблачать мифы и – выбирать более осознанно.

Автор: Мария Летучева