Специализация «Основы перинатальной психологии и психологии репродуктивной сферы», предварительная запись
О КУРСЕ
Перинатальная психология изучает ранний период формирования психики человека и его влияние на последующую жизнь: от момента зачатия до родов, а также охватывает первый год жизни человека.
Психология репродуктивной сферы изучает психологические факторы бесплодия и невынашивания беременности, нарушения течения беременности и родов, а также психологическое сопровождение в процессе обращения к вспомогательным репродуктивным технологиям (ВРТ).
ЧТО БУДЕМ ИЗУЧАТЬ
- влияние перинатального опыта и опыта ранних объектных отношений на жизнь человека;
- особенности психологической работы с темой бесплодия и невынашивания беременности, а также психосоматикой репродуктивной сферы;
- возможности психологической диагностики и работы с беременными женщинами и парой, готовящейся к родам;
- способы психологического сопровождения в процессе ЭКО, обращения к донорским биоматериалам, суррогатного материнства и других вспомогательных репродуктивных технологий;
- способы психологического сопровождения беременности и родов;
- теорию и практику психологической работы с родителями маленьких детей (до года);
- инструменты и методы психологической работы с темами перинатальных потерь и травм, ситуацией предабортного и постабортного консультирования;
- работу психолога с готовностью мужчин, женщин и пар к родительству
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУРСА
- получить представление о перинатальной психологии как отдельном сегменте психологической науки;
- структурировать теоретическое представление о специфике дородового, родового и послеродового периода как базового периода в развитии каждого человека;
- получить практические навыки психологической работы с психосоматикой репродуктивной системы;
- изучить психологические причины бесплодия и невынашивания беременности и способы работы с ними;
- освоить методы психологической работы с женщинами, мужчинами и парами на этапах попыток зачатия, вынашивания и рождения ребенка, а также раннего периода родительства.
ОСОБЕННОСТИ КУРСА
Программа включает в себя разностороннюю структурированную теорию по заданным темам и большое количество практики.
В процессе обучения используются различные полимодальные методы диагностики и психологической проработки родительской сферы и психосоматики: опросники и тесты, проективные методики, методы арт-терапии, МАК, сказкотерапию, техники эмоционально-образной терапии, расстановочные методики, техники гештальт-терапии и психодрамы.
В рамках курса предусмотрен просмотр художественных и документальных фильмов, красочно иллюстрирующих теорию.
По каждому семинару студенты получат подробные презентации и список литературы и фильмов.
ПРОГРАММА КУРСА ПО СЕМИНАРАМ
Семинар 1. Родительская компетенция.
- Понятие родительской компетенции и ее формирование в онтогенезе.
- Первичная диагностика психологической готовности к родительству.
- Семейная система как место появления ребенка, роли и взаимосвязи в семье. Их влияние на продолжение рода. Рождение ребенка на разных стадиях жизненного цикла семьи.
- Работа с мотивацией в планировании ребенка.
- Роль, функции и зоны ответственности родителя.
- Стили планирования беременности, работа с ожиданиями и установками на этапе планирования.
Семинар 2. Работа с бесплодием и невынашиванием беременности.
- Физиология и психосоматика репродуктивной системы и процесса зачатия.
- Личные и системные психологические причины невынашивания беременности и бесплодия у женщин, мужчин и в паре, возможности психологической работы с ними.
- Возможности работы с парой с диагнозом бесплодие.
- Возможности современных вспомогательных репродуктивных технологий (ВРТ) и нюансы психологической работы в ситуации ЭКО, обращения к донорскому репродуктивному материалу, суррогатного материнства.
- Особенности составления программы для групповой работы с темой.
Семинар 3. Беременность.
- Физиология и психология беременности.
- Особенности работы психолога с беременными женщинами.
- Теория гестационныхдоминант (по И.А. Аршавскому и И.В. Добрякову). Стили проживания беременности (по Г.Г. Филипповой).
- Использование инструментов этнотерапии как опора на народные традиции отношения к беременности и родам в разных культурах.
- Психологическое сопровождение осложненной беременности (после потерь, в ситуации высокого риска угрозы выкидыша, беременности больным ребенком, работа со страхами).
Семинар 4. Роды.
- Физиология и психология родов, нюансы и психологические последствия для матери и ребенка в ситуации естественных родов, осложненных родов и кесарева сечения.
- Влияние истории рождения на психологические паттерны человека. Базовые перинатальные матрицы С. Грофа. Понятие травмы рождения Отто Ранка.
- Возможности работы психолога с темой диагностики и коррекции готовности к родам.
- Понятие партнерских родов, плюсы и минусы, возможности психологической диагностики и подготовки пары к родам.
- Психологическое сопровождение в родах как отдельный вид психологической помощи. Особенности взаимодействия психолога, врачей и других специалистов помогающих профессий в ситуации родов.
- Обучение методам немедикаментозного облегчения боли в родах: релаксации, визуализации, дыханию, звучанию, контакту с телом.
- Работа с перинатальными травмами, техники «закрытия родов».
Семинар 5. Диада «Мать и дитя».
- Физиология и психология ребенка с первых минут жизни до года. Критические периоды в развитии ребенка и роль родителей на этих этапах.
- Психология грудного вскармливания.
- Традиционные и современные взгляды на развитие и уход за ребенком, их психологические последствия.
- Потребности ребенка и понятие «достаточно хорошей матери» (по Д. Винникотту).
- Типы привязанности (по Дж. Боулби и М. Эйнсворт), влияние типа привязанности на паттерны человека в отношениях. Возможности диагностики и коррекции нарушений привязанности у детей и взрослых клиентов.
- Теория объектных отношений (по М. Кляйн, Д. Винникотту, У. Фейрберну и У. Биону), влияние ранних отношений с материнским объектом на развитие психики.
- Формирование в раннем онтогенезе основ психического и физического здоровья и нарушений здоровья.
- Работа с мамами маленьких детей, поддержка семьи на первом году жизни и профилактика послеродовой депрессии.
Семинар 6. Сложные моменты материнства.
- Работа с перинатальными потерями (выкидыш, замершая беременность, неудачное ЭКО, гибель ребенка в родах или в младенческом возрасте).
- Психологическая работа в ситуации выбора: оставлять или не оставлять ребенка. Помощь психолога в ситуации аборта и в ситуации нежеланной беременности, предабортное и постабортное консультирование.
- Послеродовая депрессия, критерии диагностики и возможности психологической работы.
- Психологическое сопровождение семьи в ситуации рождения ребенка с тяжелыми нарушениями в состоянии здоровья.
- Возможные трудности в семье после рождения ребенка, вынужденные разлуки с ребенком, трудности совмещения материнства и самореализации.
Ведущий специализации
Бадаева Анастасия - перинатальный психолог, гештальт-терапевт, расстановщик, детский аналитик, специалист по работе с бесплодием и невынашиванием беременности, тренер и групповой терапевт. Опыт работы в перинатальной психологии более 10 лет.
Расписание
Специализация «Основы перинатальной и репродуктивной психологии» состоит из 6 семинаров в очно-заочном формате. |
Для записи на курс, заполните форму ниже. |
Как только станет известно расписание семинаров, мы отправим его на указанную почту. |
Старт курса от 12 студентов. |