Работа психолога-консультанта с психосоматическим запросом

План работы с психосоматическим запросом, разработанный во время обучающего семинара Зотовой Юлии по психосоматике.

1. Встреча, установление контакта.

2. Жалобы клиента (с чем пришел).

3. Оценка личности клиента (по содержанию жалоб и невербалике):

  • Прогноз (первичный) эффективности консультации — характер заболевания (хроническое или острое), психологический статус, отношение к заболеванию (страх или ипохондрия), верит ли в психосоматический подход (проводит ли связь между симптомом и происходящим в жизни).
  • Степень выраженности особенностей психосоматического клиента: насколько проявляется детская позиция, насколько готов брать ответственность, способность к рефлексии, уровень сопротивления, алекситимия (может ли говорить о чувствах, на каком языке работать).
  • Стиль общения: психолог — «хороший родитель»; но: удерживать профессиональную позицию (разграничивать свою ответственность и ответственность клиента)!

4. Диагностика симптома:

  • Язык тела — поговорить об ощущениях в теле, которые клиент описывает как симптом, отразить их клиенту.
  • Как отражается симптом на вашей жизни? Чем мешает/помогает?
  • Позитивное намерение, позитивная роль симптома!!! (обозначить в общих чертах).

5. Прояснение запроса, согласование мировоззрений.

  • В чем вы видите мою роль как психолога, чем я могу помочь?
  • Как вы себе представляете процесс выздоровления? Кто/что еще может помочь?
  • Мое мировоззрение — Системный подход к заболеванию: врач лечит, психолог работает с чувствами и убеждениями, близкие оказывают поддержку и помощь, а Вы — помогаете себе.

6. Мотивация к работе:

  • Присоединение к будущему: как это (см. позитивное намерение) будет происходить без симптома?
  • Какие потребности удовлетворяет симптом (развернуть позитивную роль симптома)? Как это можно получать по-другому?
  • Что и кто будет поддерживать? Что или кто сопротивляется изменениям? Как обойти сопротивление и обеспечить поддержку?
  • Готовность к работе: поговорить с симптомом (если нужно), помочь набрать ресурс (первые ДЗ могут быть связаны именно с этим).

7. Гипотеза: не отчего заболевание и как его вылечить, а задача, которую необходимо решить. К примеру, не избавиться от боли в пятке, а научиться переключаться из работы в отдых и наоборот до того как симптом даст знать, что пора.

8. Примерная оценка объема работы:

  • Понятно из оценки личности клиента (сопротивление, мотивация, длительность заболевания).
  • Из особенностей симптома (вид заболевания, характер протекания, локализация симптома и особенности его проявления).

9. Первый шаг — дать первое домашнее задание, простое, минимум сопротивления — спросить, как относится к заданию.

10. На следующей встрече — следующий шаг или работа с сопротивлением/мотивацией, если ДЗ не готово.

11. Терапевтическая работа (с использованием техник):

  • Осознание потребностей, с которыми клиент справляется с помощью симптома, признание их важности, клиент имеет на них право.
  • Осознание и отреагирование подавленных чувств — страх, агрессия, вина, горе…
  • Обучение выражению потребности, с которой справляется клиент посредством симптома, напрямую — через высказывание своих чувств и желаний, социально приемлемые действия по достижению потребности.
  • Работа с тем, что мешает выражать потребности — убеждения, родительский сценарий, отсутствие навыков…
  • Эксперименты по получению нового опыта.

Техники: гештальт, символдрама, психодрама, расстановки, арт-терапия, обучение навыкам (тренинг ассертивного поведения, расслабление, визуализация, целеполагание), терапия реальностью…

12. Поддержка и сопровождение: как быть здоровым? Формирование образа будущего, НЛП — работа с идентификацией, получение и ассимиляция в повседневную жизнь нового опыта и т. д. — до завершения терапии.

13. Контрольные встречи: итоги (через 3 мес, полгода, год…)
Конечно же, не стоит воспринимать все вышеизложенное как пошаговую инструкцию — скорее как веер возможностей для собственного поиска и творчества.

Автор: Мария Летучева