Уставшая мама. Подслушанный разговор

Жду электричку и вдруг слышу дикий рев с другой стороны платформы. Инстинктивно смотрю, кто там. Молодая женщина тащит за руку мальчика трех лет. С плачем, криками и уговорами они приближаются к лавочке и останавливаются рядом со мной – невольной свидетельницей разговора.

Малыш затих, уселся и стал ждать «ту-ту». Мамочка же, поймав тишину, начала свой длинный монолог в духе: «Как же я устала. У всех дети как дети. Ну, и как тебя воспитывать?». Все эти нотации она говорит практически без остановки, как будто воспроизводит с детства заученный текст. Повторять все дословно не вижу смысла. Кто слышал подобное, тот вспомнит.

Легко осудить, когда наблюдаешь, как мама свою усталость, раздражение и обиду выливает в свободные уши ребенка. Так бывает, что от бессилия, по привычке мы повторяем до боли знакомые слова. Мне же представляется маленькая девочка, которая стоит перед своими родителями и выслушивает обвинения. Душит слова протеста, глотая едкие слезы и обещает, что никогда не будет так вести себя со своими детьми.

Краем глаза подсматриваю. Мальчик опускает голову, отводит глаза. Понятно, что ему неприятно это слушать. Чтобы отвлечь маму, он иногда громко восклицает: «Ту-ту!» Но ее праведный гнев требует выхода. Ей хочется добиться покаяния, поэтому процесс воспитания набирает обороты: «Да что ж ты за ребенок такой! Вот, даже говорить нормально не можешь».

Мальчик стойко выдерживает и не поддается. «Почему ты ревел? Почему не хотел заниматься? Тебе что,  скучно было? Будешь так себя вести, не будем ходить больше». Мне показалось, в этот момент у пацана внутри замаячил путь к свободе и зазвучали фанфары.

Следующая фраза убила все его мечты: «Нет, я тебе не позволю так себя вести. Теперь будешь ходить с папой. Пусть он тебя ругает, а я буду хвалить. Ведь так же должно быть». Затем небольшая пауза, тяжелый вздох и снова: «Как же я устала. Скажи, кто себя так плохо ведет?».

Парнишка оказался непробиваемый и ответил то, что думал: «Мама!» Ответ сына ее возмутил: «Мама? Нет, ты! Это ты — плохой!» Чтобы закончить этот разговор, он бодро согласился: «Я!» Приближалась электричка, сквозь грохот доносились возбужденные возгласы мальчишки: «Ту-ту!!!»

Подслушанный разговор закончился. Я же в смятении задумалась, что будет с ними дальше. Мне понравилось, что мальчик сохраняет живость и смелость в общении. Грустно, что нотации как стиль воспитания передаются по наследству и со временем вносят разлад в отношения.

Подозреваю, что за вспышкой раздражения появится чувство вины за то, что она плохая мать. Ведь хочется воспитать достойного человека. Хочется, чтобы не было стыдно за его поведение. Хочется для себя минутки отдыха. Да и вообще так много еще хочется для себя. Неудивительно, что постепенно появляется бесконечная усталость, как способ не чувствовать боли.

С хронической усталостью сталкиваются многие родители. Дети еще не умеют справляться со своими переживаниями, капризничают, требуют внимания от родителей. Но что делать, если мама тоже устала от бесконечных требований всегда любить, понимать, заботиться, воспитывать, угадывать и выполнять желания ребенка, воспитателей, своих родителей?!

Замечательно, когда родители принимают детей без осуждения. Это всегда придает силы. Но кто поймет и поддержит маму? Бывают времена, когда силы на исходе, когда больше нет возможности отдавать себя другим (даже любимым детям). Можно в праведном гневе ополчиться на весь мир, в том числе и на ребенка. Можно, стиснув зубы, «нести свой крест».

А можно попросить помощи для себя и, наконец-то, разорвать замкнутый круг обид и несправедливостей. Усталость — не приговор. После качественного отдыха она обычно проходит. Помните о том, что вы имеете право на отдых, а рядом есть семья и друзья. Обращайтесь к ним за поддержкой. Наверняка, среди знакомых найдется бездетная пара, которая с удовольствием посидит пару часов с ребенком, пока вы отправитесь по своим приятным делам.

Вместо жалоб на усталость, скажите, чем конкретно они могут вам помочь. Иногда короткая передышка творит чудеса. Хорошая мама возвращается и снова терпеливо объясняет, почему нельзя делать так, и показывает, как можно. Обнимает, разговаривает, играет – и делает все это не по принуждению, а с интересом.

Автор: Людмила Чередниченко