Параллельные процессы в супервизии

Что такое параллельный процесс?

Обычно под параллельным процессом в супервизии подразумевают, что клиентский кейс (случай, который Терапевт приносит своему Супервизору) тут же отражается на отношениях Супервизора и Терапевта. В классическом случае имеют в виду вот такую двухходовку:

Клиент приносит терапевту свою сложность. Например, неспособность сделать выбор. Допустим, Клиент чувствует беспомощность и ругает себя за эту неспособность.
Терапевт чувствует некоторую сложность и решает вынести кейс на супервизию. Исследуя случай вместе с Супервизором, Терапевт замечает, что основная сложность заключается в его переживании беспомощности. Ещё Терапевт замечает, что начинает себя ругать за «неспособность помочь».
Получается, что паттерн Клиента «быть беспомощным и ругать себя за это» повторяется в Терапевте. Это и есть классический параллельный процесс.

Как возникает параллельный процесс?

По сути параллельные процессы – это старые добрые контрпереносы. Смотрите сами.

Терапевт видит Клиента, переживающего беспомощность. Как Терапевту войти с этим в контакт? У него есть два человеческих варианта. Первый (дополняющая роль) – из всемогущества: «Я вам сейчас помогу решить». Второй (согласующаяся роль) – из своего собственного переживания беспомощности: «Я тоже не знаю, какое решение вам принять». Даже просто для того, чтобы понять Клиента, Терапевт должен примерить на себя эту беспомощность и на какое-то время в нее действительно попасть. На какое-то время, может быть, всего на несколько секунд, Терапевт размещает в себе процесс Клиента. Если Терапевт в контакте с Клиентом, он не может в это не попасть.

Другими словами, у Терапевта возникает контрперенос. Терапевт на время как будто становится участником событий Клиента. Либо из дополняющей роли (Критик, который ругает за беспомощность), либо из согласующейся (Беспомощный Ребенок). То есть Терапевт чувствует раздражение (на Клиента или на себя за беспомощность) или переживает беспомощность вместе с Клиентом. В этом месте возникает вероятность, что Терапевт неосознанно будет критиковать себя или Клиента или впадать в беспомощность, теряя профпозицию.

Хорошо, когда Терапевт – человек обученный, понимает концепцию переноса/контрпереноса и может отслеживать у себя эти реакции. Тогда из помехи контрперенос превращается в замечательный способ диагностики. Когда Терапевт умеет отслеживать возникающие у него чувства, он способен лучше понимать бессознательный процесс Клиента. А это значит – больше возможности повлиять в хорошее.

Когда Терапевт приходит в супервизию, все то же самое происходит и в супервизии. Терапевт приходит со своей беспомощностью/раздражением, а Супервизор размещает этот процесс в себе. (Если супервизия групповая, то процесс размещает вся группа). У Супервизора возникает дополняющий или согласующийся контрперенос. То есть свое желание критиковать или беспомощность.

Параллельные процессы везде

Если присмотреться к нашему примеру, мы найдем не только два параллельных процесса, но целый букет!
1. У нас есть Клиент с внутренним конфликтом между двумя частями: Внутренним Критиком и Беспомощным Внутренним Ребенком.
2. В общении с людьми Клиент попадает то в одну освоенную роль, то в другую. Иногда ощущает беспомощность, а иногда – желание критиковать.
3. То же самое происходит и в терапии. Клиент может чувствовать себя беспомощным (перед фигурой терапевта, перед фигурой Внутреннего Критика, перед задачей в терапии, неспособным выполнить упражнение или домашнее задание, заслуживающим критики и т.д.) или желание раскритиковать себя (не справляюсь с заданиями, недостаточно хорош как клиент) или терапевта (задания дурацкие, поддержки недостаточно, уровень не тот и т.д.)
4. Если пойти в прошлое, мы найдем момент, где Клиент научился так думать. Вероятно, там будет беспомощный ребенок и критикующий взрослый. Или там будет взрослый, который критикует себя, становясь беспомощным, и ребенок, который размещает в себе этот конфликт взрослого.
Это не такая уж редкая ситуация. На ум приходят родители, которые ругают ребенка, а потом ругают себя за несдержанность.
5. Если пойти в прошлое еще дальше, мы найдем место, где взрослый научился так обращаться с собой и другими людьми. Там будет бабушка/дедушка и мама/папа нашего Клиента. Бабушка/дедушка будут в роли Критика, а мама/папа в роли Беспомощного Ребенка.
Мы назовем это семейным сценарием и межпоколенческой передачей опыта.
6. Вернемся в настоящее. Терапевт размещает этот процесс в себе и переживает то же самое. Это может быть беспомощность (я делаю не то, делаю недостаточно, нужно лучше) или раздражение на Клиента.
Мы назовем это контрпереносом.
7. Терапевт приносит свою сложность в супервизионную группу. Участники группы делятся на два лагеря: одни переживают беспомощность, другие – раздражение.
Мы назовем это проективной идентификацией.
8. Супервизор тоже сделан из человека и так же, как и все остальные, ловит у себя смешанные чувства: беспомощность и раздражение.
9. Супервизор супервизируется у своего Супервизора…
Процесс «ищет» того, кто с ним справится
Параллельный процесс проделал долгий путь от семейной системы Клиента до Супервизора Супервизора.

На каждом этапе может найтись тот, кто с ним справится. Например, папа Клиента может сказать ругающейся маме:
– Любимая, ты устала. Отдохни, давай я их сам уложу.
Мама может сказать себе:
– Что-то я устала. Наверное, стоит меньше от себя требовать.
Клиент может сказать сам себе:
– Когда я с чем-то не справляюсь, моя задача не критиковать себя, а поддерживать.
Терапевт может сказать Клиенту:
– Я бы очень хотел научить вас себя поддерживать. Я представляю, как бы это было, если бы вы начали относиться к себе с теплом. И мне очень нравится эта картина!
Супервизор может сказать Терапевту:
– Какие красивые параллельные процессы! Давайте отойдем в сторону и посмотрим на них издалека! А теперь из безопасного места к самокритике добавим самоценность, а к беспомощности – способность влиять.

Так процесс находит кого-то, кто способен его разместить в себе, отследить и трансформировать. Тогда он заканчивается и на его место приходит другой. В нашем примере нам нужен кто-то, кто наладил свои отношения с Внутренним Критиком. Для кого Внутренний Критик не непобедимая фигура, а важный советник и союзник. Назовем его Внутренний Советник.

Завершение

Идея параллельных процессов – важная часть нашей профессии. Параллельные процессы устроены так, что они вездесущи и от них невозможно избавиться. Это было бы похоже на попытку избавиться от бессознательного.
Поэтому размышлять о них, отслеживать и находить возможность трансформировать – важная часть самоанализа терапевта.
Все это (и еще многое другое) мы делаем здесь: Расписание групповых супервизий

Автор: Александр Мусихин