Насилие и привязанность. По следам героев «Гарри Поттера»

Отношения между мамой и ребёнком в первые годы жизни влияют:
— на его отношения с самим собой (формирование самоценности, самоуважения, самоподдержки);
— взаимоотношения с другими (способность строить удовлетворительные близкие отношения, в том числе с собственными детьми);
— отношение к жизни в целом (базовое доверие или недоверие к миру: воспринимается ли он как в целом интересное и неплохое место, где достаточно ресурсов, — или как враждебный, хаотичный и жестокий).

Связь стиля воспитания и особенностей формирования личности ребенка, а позднее и взрослого человека, нашла отражение в теории привязанности (Боулби, Ньюфелд и др.) Можно выделить четыре основных типа привязанности:
— надёжная,
— тревожно-амбивалентная,
— избегающая,
— дезорганизованная.

Все больше специалистов и родителей опираются в воспитании детей на теорию привязанности. В связи с чем возникает много вопросов:
— Как выглядит тот или иной тип привязанности в жизни, а не в учебнике?
— Как формируется надёжный тип привязанности? А другие?
— Как влияет непоследовательность, эмоциональная холодность, агрессивное и насильственное поведение родителей и других значимых взрослых на привязанность?
— Тип привязанности – это навсегда? Если я наделал(а) ошибок в воспитании ребёнка, это фатально?

И многие другие…

Чтобы наглядно иллюстрировать теорию привязанности, автор рискнула обратиться к любимому многими произведению: книгам и фильмам о Гарри Поттере.
Разберем типы привязанностей ключевых героев сериала:
— Гарри Поттера,
— Рона и Джинни Уизли,
— Гермионы Грейнджер,
— Драко Малфоя.

Что мы будем делать?
— Рассмотрим разные типы привязанности на примере особенностей выбранного героя.
— Пофантазируем о том, как проходило детство героя. Что мы знаем о его семье? Как складывались его отношения с матерью? Отцом? Другими родственниками? В каком контексте (социальное окружение, ситуация в обществе и т. д.) проходило раннее детство героя?
— Характерное поведение героя: дружба, любовь, конфликт, жизненный стиль, поведение в стрессе.
— Сильные стороны каждого типа привязанности.
— Обсудим других героев с этим типом привязанности.
— Предложим вопросы для самопознания, чтобы читатели могли лучше осознать свои особенности в отношениях с близкими и самими собой.

Что такое привязанность?

 
Привязанность — это способность человека соединяться с другим в значимых отношениях. Привязанность формируется на основе первичного контакта с матерью или другим значимым взрослым. По мере взросления ребенка мама дистанцируется и поддерживает постепенную сепарацию ребёнка.
Привязанность — это основа, на которой затем происходит дальнейшее развитие психических процессов и личности ребёнка. Мы переносим сложившуюся модель привязанности на отношения с другими людьми, воссоздаем ее в близких отношениях — с партнёрами, друзьями, своими детьми.
Привязанность, по Боулби, это система 4 видов поведения:

  1. Поведение привязанности мамы,
  2. Поведение привязанности ребенка,
  3. Поведение матери, противоположное поведению привязанности, – исследовательское поведение, или автономия,
  4. Исследовательское поведение ребенка.

Вначале мама устанавливает поведение привязанности, является буфером между ребенком и средой, чтобы оградить его от чрезмерной стимуляции и тревоги. С ростом ребёнка автономного поведения мамы закономерно становится больше, как и у ребёнка. Происходит постепенный взаимный процесс сепарации. Баланс в системе поведения привязанности/автономии мамы и ребёнка формирует опыт надёжной привязанности. Однако, это в идеале.

Если в какие-то моменты или большую часть времени мамины интересы концентрируются вокруг ребенка (избыточное поведение привязанности мамы) – формируется опыт тревожно-амбивалентных отношений. Если в результате внешних обстоятельств или индивидуальных особенностей мамы/ребёнка последний попадает в поле внимания мамы по остаточному принципу (недостаточное для ребёнка поведение привязанности) – формируется опыт избегания в отношениях привязанности. Если же исследовательский интерес к миру в семье блокирован страхом и враждебностью, а маме не до ребёнка – формируются большие или меньшие островки дезорганизованности.

Тип (стиль) привязанности зависит от следующих факторов:

  • насколько были напитаны ресурсы ребенка материнскими функциями;
  • насколько мама в роли родителя;
  • в каких отношениях мама и семья в целом с внешним миром – от этого зависит то, как будет проходить взросление и сепарация ребенка.

Безопасная (надёжная) привязанность. Наиболее важные факторы для её формирования:
Насыщение базовых материнских функций – контакт, забота, контейнирование, отражение, сепарация. Опора на хорошую «внутреннюю маму».
Родительская позиция «заботливой альфы»: доминирование, эмпатия, профицит.
Адаптированностьк внешнему миру, базовое доверие, когда мир/социум воспринимается как достаточно хороший. Тогда взросление, сепарация и самостоятельность ребенка поддерживается, при этом ребенок может рассчитывать на помощь.
Ребёнок получаетпослание: «С тобой все в порядке, я на твоей стороне, у тебя все получится, мы в тебя верим. Мир интересное место, ты можешь там действовать. Если что-то не получится – ничего страшного, ты всегда можешь рассчитывать на нашу поддержку».
 

Тревожно-амбивалентная привязанность.Такой тип привязанности формируется на фоне некоторой инфантильности, напряжённости мамы, перегруженной тревогой и виной.
В выполнении материнских функций мама избыточна, гиперопекающая, контролирующая. Ориентируется не на нужды ребенка, а на интроецированные представления о том, как «надо и правильно». Страдает от самокритики, боится быть «плохой мамой». Отсюда много ожиданий и требований к себе и к ребенку.
В родительской позиции часто происходит инверсия ролей мамы и ребёнка, из-за высокой тревожности снижена эмпатия, из-за неумения позаботиться о себе мама часто истощается.
Внешний мир вызывает тревогу, из-за чего семья внутри сплачивается, сильное чувство «Мы». Однако сепарация в этом случае затруднена, есть склонность к слиянию мамы и ребенка.
Ребенок получает много двойных посланий: «Только я тебя пойму – мне лучше знать, что тебе нужно», «Ты хороший, но ты не справишься», «Не взрослей – не будь ребенком» и т. д.
 

Избегающая привязанность. Это способ защитить себя, попытка забыть о своей потребности в матери, которая воспринимается как неотзывчивая, нечувствительная и скупая на проявления любви.
Мама не в контакте с ребёнком, из-за чего ему сложно брать от нее необходимые ему функции заботы, отражения, контейнирования. Формально заботится «мимо» ребенка.
Родительская позиция доминирующая, однаков отсутствии эмпатии воспринимается как жёсткая, отстраненная, нечувствительная, скупая на проявления любви.
Мама реализована в социуме, семейные отношения вторичны. Поощряется преждевременная самостоятельность и сепарированность ребенка. Он не доставляет проблем, рассудительный. Живёт с привычным чувством одиночества, нуждаемость в других сильная, но заблокирована.
Ребёнок получает послания: «Мне не важно, что ты чувствуешь – важно, что ты делаешь, результат. Ты должен справляться сам. Мне не до тебя».

Дезорганизованная привязанность. Этот тип отношений формируется в семьях, где по крайней мере один из родителей жёсткий, даже жестокий, а другой слабый и неспособный защитить ребёнка от насилия, сам является пострадавшим от партнера и одновременно автором насилия над ребёнком.
Мама большую часть времени вообще никак не реагирует на ребёнка, или реагирует агрессивно. Из-за чего её функции для ребенка недоступны, связаны с «токсичностью».
Родительская позиция по отношению к ребёнку из-за недоступности матери мало проявлена, доминирование используется как способ отыграться на ребёнке, унизить и сломить его волю. В этом случае родитель, оказываясь в контакте с собственным опытом сломленности, может пережить связь с ребёнком, пусть и таким искажённым способом.
Мир воспринимается как враждебный и опасный, семья дезадаптирована в социуме, напряжение и стресс приводит к насилию более сильных членов семьи над слабыми, чтобы отыграться за свой страх и унижение.Ребенок стремится покинуть враждебную семью, однако социум воспринимается не менее враждебно. Сепарация происходит, а взросление – нет.
Ребенок получает послания«Ты в моей власти и я буду делать с тобой всё, что захочу», «Кругом враги», «Или ты, или тебя», «Слабых добивают» и т. д.

Тип (стиль) привязанности динамичен. Каждый из нас в своем репертуаре имеет опыт всех способов привязанности, в том числе и надёжный. Мы стремимся к установлению безопасных отношений. Один из способов соединяться с людьми становится доминирующим – характерным для большинства значимых отношений. В стрессе мы можем проваливаться на более дезадаптивные уровни взаимодействия с собой, другими и миром.
Теперь, опираясь на знание теории привязанности, рассмотрим персонажей «Гарри Поттера» с этой точки зрения.

Драко Малфой. Дезорганизованный стиль привязанности

Драко Малфой – «отрицательный» персонаж Поттерианы, вызывающий у многих однозначную неприязнь. Однако, почему Малфой таков? Что способствовало формированию характера этого героя?
У первопроходцев исследования привязанности данный тип не описан и появился в теории уже позднее. Её ещё называют «выжженная душа». Правда, очень яркое название?
Что такое дезорганизованная привязанность? «Дезорганизованный» тип отношений, как уже было сказано, характерен для детей, которых систематически подвергают физическому или эмоциональному насилию. В таких семьях часто встречается крайне жёсткий, даже жестокий отец и слабая мать, неспособная защитить ребёнка. Либо такие дети растут у матерей, которые большую часть времени вообще никак не реагируют на ребенка, а когда реагируют — то агрессивно или непредсказуемо. Детям с этим типом привязанности свойственны такие же хаотические, непредсказуемые эмоции и реакции: агрессия, замирание или слёзы.

В каких семьях может сформироваться ведущий дезорганизованный тип привязанности? Все эти качества мы видим в семействе Малфоев.

Такая семья враждебна к окружению или его части. В случае семейства Малфоев – к волшебному миру, «грязнокровкам» и маглам. Эта враждебность проявляется и в кругу семьи – в частности, более слабым её членам. Ребёнку или прислуге (домашнему эльфу, например). Власть и превосходство является большой ценностью, не случайно все члены семейства учатся на факультете Слизерин.

Мать Малфоя Нарцисса любит и балует его, каждый день шлёт сладости сыну в Хогвартс. Мы видим её холодной и высокомерной, и в то же время она очень боится за Драко, но не может противостоять отцу – «пожирателю смерти». Мы не видим проявлений тепла и любвимежду членами семьи – только сплочённость в ситуации угрозы.

В семье практикуется физическое и эмоциональное насилие, которому мать не противостоит, а молчаливо поддерживает и скорее всего сама использует подобный стиль общения. При этом все ведут себя так, словно не произошло «ничего особенного». Напрямую в фильме мы не видим эпизодов семейного насилия, за исключением побоев эльфа Добби, однако по проявлениям самого Малфоя в контакте с другими можем предположить, что его стиль общения «срисован» с сильного авторитетного отца.

Семья при этом выглядит образцовой для окружающих: богатая и знатная, древний род чистокровных волшебников, щедро одаривает своего наследника Драко. Однако, когда Тёмный лорд заставляет его совершить убийств Дамблдора, семья не может его защитить – мы видим, что мать Нарцисса делает это в одиночку, обращаясь за помощью к Снеггу.

Ребёнок и зачастую его мать – объект для демонстрации своей силы и власти родителем, у Малфоев это отец Люциус. Требуется безусловное подчинение, равные уважительные отношения, сочувствие и сострадание между членами семьи недоступны.

Если ребенок протестует, оказывает сопротивление или показывает уязвимость, его «добивают» физически или эмоционально – насмешками, отвержением, оскорблениями и т. д., пока ребенок не продемонстрирует унижение (слёзы, просьбы о прощении). Мы также не видим этого напрямую, однако обращает на себя внимание поведение Малфоя в опасных ситуациях. Он сдаётся и плачет. Похоже, это его выученный способ спасти себя.

Вырастая, ребенок так же ведет себя в отношениях. Ему незнаком уважительный диалог на равных. Только с позиции силы: или ты, или тебя. Мир и люди в его глазах враждебны и опасны. Чтобы выжить, надо идти по головам и приспосабливаться. Таким образом, привязанность у ребёнка формируется через идентификацию с агрессором (отцом Люциусом) или жертвой (если я сломлен, то может быть меня пожалеют, как мама Нарцисса). Любовь и дружба – это не партнерство на равных, а взаимное использование. Что мы видим на примере отношений Малфоя с другими учащимися и его «телохранителями» Креббом и Гойлом. Даже дружбу Гарри Поттеру он предлагает, как возможность объединиться с теми, кто на «правильной» стороне.

Сильные стороны этого типа привязанности:
— Уникальная способность к выживанию. Предприимчивость.
— Высокая чувствительность к эмоциям и уязвимым местам окружающих.
— Хорошо распознают ложь и манипуляции.
— Реалисты, способны трезво посмотреть на факты, без эмоций и моральных терзаний.

После того, как мы рассмотрели особенности характера Малфоя через призму теории привязанности, он вызывает больше сочувствия и понимания, не так ли?

Другие герои с большим количеством проявлений дезорганизованного стиля: Северус Снегг, Питер Петтигрю, Сириус Блек, Белатрисса Лейнстрейж. Крайняя степень выраженности, конечно же, у Волан де Морта.

Вопросы для самоанализа:
— Какие чувства вызывают у вас перечисленные персонажи?
— Кто вызывает наибольшую симпатию? Антипатию?
— Можете ли вы привести примеры из других произведений (фильмов, книг?)
— Были ли в вашей родительской семье элементы дезорганизованных отношений?
— Как это повлияло на вас?

Гермиона Грейнджер. Тревожно-амбивалентный стиль привязанности

Гермиона Грейнджер – самая умная и прилежная ученица в Хогвартсе, которую, впрочем, недолюбливают за то, что она «выскочка» и «всезнайка». Она не раз выручает Гарри Поттера и его друзей в сложных и опасных ситуациях, и в то же время постоянно опекает и поучает их. На её примере мы рассмотрим тревожно-амбивалентную привязанность.

У маленьких деток такой способ контакта с мамой выражается в том, что даже в еёприсутствии малыш тревожен или раздражён, гипервозбуждён, капризничает. Когда мама уходит, эта тревога повышается еще больше. Когда мама возвращается, малыш бежит к ней, но не для того, чтобы обнять, а чтобы выразить свою обиду. Поведение таких детишек все время двойственно. Они одновременно и отчаянно добиваются контакта, и сопротивляются ему. То навязчиво ластятся, то сердито отталкивают родителя и сами страдают от этого.

Такой тип привязанности формируется на фоне напряжённости, непоследовательности, непредсказуемости мамы, которая то чрезмерно внимательна к ребенку, то срывается и обижает его, лишая тем самым ребёнка возможности понять, можно ли на неё положиться, будет ли она рядом, если понадобится?Мамина непоследовательность продиктована не злым умыслом, а высоким уровнем родительской тревоги и вины, большой сосредоточенностью на том, чтобы у ребенка было «всё хорошо», переживанием своей родительской несостоятельности. Из-за высокого уровня сепарационной тревоги, ей сложно отпустить ребенка в самостоятельную жизнь, всё время хочется проконтролировать его, подстраховать.

Взрослея, «амбивалентные» дети сохраняют внутреннюю тревожность и зависимость. Часто они чувствуют себя одинокими, никому ненужными, отвергнутыми, хотя это не соответствует реальности. К ним неплохо относятся, хоть они и раздражают периодически своей избыточностью. А иногда они сами неосознанно «цепляют» родителей (а позднее окружающих), раздражая их и провоцируя агрессию, чтобы получить подтверждение, что их видят, и одновременно ранясь, когда в ответ получают «отвержение».

Похоже, у Гермионы хорошие, заботливые родители, которые гордятся успехами дочери. Они маглы, она волшебница, что метафорически подчеркивает особенное место и отношение к Гермионе в семье. Несмотря на необычность школы, родители с энтузиазмом относятся к её поступлению туда. Также по некоторым эпизодам мы можем догадаться, что родители заботились о благополучии, образовании и кругозоре дочери.

Но в целом нам очень мало известно о семье Гермионы. В отличие от появления и упоминаний о родителях других главных героев – те имеют свой индивидуальный портрет и характер. А родители Гермионы – нет. Они как будто растворились в тени своей успешной дочери. Это характерно для воспитания ребенка с тревожно-амбивалентной привязанностью, который представляет для матери большую ценность, порой даже в ущерб её собственной реализации. Из-за такой поглощённости ребенком, избыточного слияния, ему приходится нести эмоции и ожидания родителей. Что приводит к неумению слышать, распознавать и выделять из этого «компота» свои собственные потребности, отсюда – ощущение «переполненности» эмоциями, которые в любой момент могут вырваться наружу, как пар из чайника.

Гермиона  постоянно стремится продемонстрировать свои знания, ответить первой, дать совет без запроса. Она крайне озабочена своими успехами и оценками, занимается дополнительно в два раза больше, что даже приводит ее к стрессу. Возможно, это именно то, что поощрялось в её семье,соответствовало ожиданиям? Или вызывало озабоченность, пристальное и немного тревожное внимание? В любом случае, она как будто навязчиво пытается стать видимой, пусть и вызывая неприязнь и раздражение, не только сверстников, но и преподавателей. Её все время немного чересчур.

Интересны отношения Гермионы со сверстниками. С одной стороны, она ведет себя высокомерно, чем может задеть, обидеть, сама не замечая этого. С другой – может всё предусмотреть, обо всем позаботиться, опекает своих друзей, ищет информацию, собирает «Отряд Дамблдора». Ради того, чтобы быть принятой, она готова солгать, нарушить правила – и очень переживает, когда встречается с отвержением (закрывается в туалете и плачет на празднике после слов Рона, что с ней никто не хочет дружить; расстраивается, когда Малфой называет ее при всех «грязнокровкой»). Тут же – гневно набрасывается на Рона Уизли, который «всё время ест» или что-то не то сказал. При этом, оказывается, он ей небезразличен! В этом вся амбивалентность чувств и проявлений данного типа привязанности.

Человек с тревожно-амбивалентной привязанностью в некотором смысле миротворец. Ему сложно конфликтовать, отстаивать границы, проявлять гнев. А гнева из-за слияния, переполненности тревогой и откладывания своих потребностей – очень много! И тогда злость проявляется либо косвенно, в задевающей манере общения, о чем мы говорили выше, либо очень неожиданно вырывается наружу, из-за чего отстаивание границ кажется внешнему наблюдателю чрезмерным. Так, Гермиона внезапно бьёт Малфоя в нос, или в порыве ревности натравливает на Рона птичек, или срывается на нём в разговоре.

Для формирования тревожно-амбивалентной привязанности характерна инверсия ролей. Сначала ребенку необходимо «докричаться» до тревожной мамы, чтобы сообщить о своих потребностях, потом в слиянии с нею он обучается обслуживать её эмоциональные потребности, чтобы она позаботилась о нём. Очень показателен эпизод в заключительной части сериала, когда Гермиона стирает память о себе своим родителям, чтобы защитить от опасности. То есть, Гермиона занимает привычную опекающую и контролирующую роль не только по отношению к друзьям, но и к родителям.

У читателей и зрителей Гермиона  часто вызывает двойственные чувства: восхищение и раздражение, и это особенность её тревожно-амбивалентного стиля привязанности.

Однако, его сильные стороны:
— Способность к эмпатии, искреннему сопереживанию.
— Забота, внимание к потребностям других.
— Отношения, их эмоциональная сторона имеют большое значение.
— Стремление договориться, сгладить конфликты.

Другие герои с этим типом привязанности: мама Уизли, Лаванда Браун.

Вопросы для самоанализа:
— Какие чувства вызывает Гермиона? Какие её черты вызывают симпатию, какие раздражают?
— Знаете ли вы похожих людей? Узнаёте ли в чем-то себя?
— Можете ли сформулировать, с какими проблемами сталкивается Гермиона?
— Как бы вы поддержали ребёнка, если бы он поделился с вами этими проблемами?

Гарри Поттер. Избегающий тип привязанности.

Гарри Поттер – главное действующее лицо волшебного мира. Мальчик, который выжил. Все ждут от него чего-то особенного, кто-то со страхом, а кто-то с надеждой. От этого ребёнка ждут взрослых поступков. Ему приходится сражаться со злом, и часто в одиночку, несмотря на то, что друзья стараются ему помочь. Одиночество, взрослая рассудительность и эмоциональная отстранённость от близких – характерные черты избегающего типа привязанности.

Это способ защитить себя, попытка забыть о своей потребности в матери, которая сама по себе неотзывчивая, нечувствительная и скупая на проявления любви. Или случилось так, что в момент появления ребенка семья оказалась сосредоточена на проблемах выживания, как это бывает в период социальных потрясений – война, революция, экономический кризис. Либо мама и/или другой значимый взрослый были сосредоточены на других задачах: учёбе, заработке, карьере, проблемах со здоровьем… И внимание малышу достается по остаточному принципу. Или ребёнок заболел и много времени вынужден провести в разлуке с родителями… Так или иначе, мама воспринимается как очень далекая, недоступная для эмоциональных потребностей ребёнка.

Рождение и младенческий период жизни Гарри Поттера приходится на очень непростой период, «тёмные времена» в волшебном мире. Идет война с Волан-де Мортом и его сторонниками, многие в окружении семьи Поттеров погибают или пропадают без вести, Тёмный Лорд разыскивает маленького Гарри, чтобы убить, его родители вынуждены скрываться. Мы знаем, что мама любит Гарри, а отец защищает семью, но силы неравны, и эта атмосфера угрозы выживанию не может не сказываться на том, насколько мама может быть в контакте и откликаться на потребности ребёнка.

Избегающая привязанность выражается в том, что такие малыши выглядят очень уверенными и самостоятельными, но при этом их контакты с мамой и близкими редки, они их даже избегают. На уход и приход мамы они вообще никак не реагируют, оказываясь у нее на руках, отстраняются, как бы отрицая какие-либо чувства к ней. Эта безразличная, сдержанная, даже отвергающая манера — на самом деле способ защитить себя, попытка забыть о своей потребности в матери. Мамы «избегающих» деток, как правило, редко берут их на руки, не выражают эмоций, часто оставляют на попечение других людей, когда дети к этому еще не готовы, поощряют раннюю «независимость», самостоятельность ребенка. Такая семья в принципе очень ориентирована на внешнюю социальную оценку, на то, что «должно и правильно». В такую приемную семью и попадает Гарри Поттер.

Где-то в год жизни Гарри происходит трагедия: он теряет родителей, и его передают на попечение Дурслям. Травму потери ребенок не может переработать в одиночку, ему для этого нужен понимающий, отзывчивый и надёжный взрослый рядом, способный вывести малыша из «кокона» его горя. Вряд ли такими взрослыми могли стать Дурсли. Отстраняющийся, недоверчивый из-за передачи людям, до этого не знакомым ему, малыш не в состоянии разбудить тёплых чувств и сопереживания у Петунии, кроме того, она испытывает раздражение, что вынуждена заботиться ещё об одном ребёнке,память о сестре связана у неё с чувствами враждебности и зависти. Кажущаяся отстраненность Гарри также могла производить обманчивое впечатление: Дурсли не понимают, что она связана с переживанием ребёнком утраты, а не с тем, что он «испорченный», неласковый, отвергающий их заботу. К тому же, они очень сильно озабочены тем, что скажут люди, а Гарри в их глазах – это угроза благополучному фасаду семьи из-за неконтролируемых и пугающих проявлений спонтанного волшебства. В итоге к 11 годам, когда начинается повествование, мы видим сложившиеся взаимно неприязненные отношения Дурслей и Гарри.

Вырастая, такие дети стремятся эмоционально отгородиться от «ранящего» мира, не могут поверить другим настолько, чтобы установить с ними близкие, доверительные отношения. Внешне они выглядят подчеркнуто независимыми, даже самонадеянными, однако глубоко внутри они страдают от неуверенности в себе. Их «чёрствость», эмоциональная недоступность, критичность, неумение сострадать, раскрыться даже перед близкими — всё та же защита, уходящая корнями в раннее детство. Они ведут себя так для того, чтобы никогда больше не испытывать запредельную боль потери контакта с матерью, которую они буквально «звали и не дозвались», и живут с привычным чувством одиночества, даже если рядом есть надежные и преданные друзья.

Гарри Поттер попадает в Хогвартс, где у него впервые в жизни появляются такие друзья, а также внимательные, доброжелательные взрослые – Хагрид, Дамблдор, профессор Макгонагал, профессор Люпин, Сириус Блек, семейство Уизли. Однако, он по-прежнему не склонен доверять взрослым, рассказывать им о своих проблемах. С друзьями он тоже не всегда откровенен в том, что у него на душе, они только благодаря своей чуткости замечают, что у него болит шрам, или что он не может найти способ пройти испытание в турнире. В конфликтных ситуациях он по-прежнему замыкается и гордо отстраняется. Когда ему нравится девушка, ему сложно сделать первый шаг, и он долго скрывает свои чувства. Когда приходят испытания, он каждый раз говорит, что должен с этим справиться сам, и друзья постоянно напоминают ему, что они его не оставят. Дамблдор так же слишком много возлагает на мальчика, уповая на него в борьбе с Тёмным Лордом, обманываясь его кажущейся независимостью – например, в поиске крестражей. Однако читатели знают, как неуверен Гарри на самом деле и чего ему стоит проходить испытания на турнире, или в игре в квиддич, или в противостоянии с Волан-де-Мортом.

Об этом одновременно внешнем кажущемся высокомерии и внутренней уязвимости и говорит, в своей дезорганизованной манере, Северус Снегг – именно он хорошо «считывает» мальчика и пытается защитить, предостеречь, «закалить» его в предстоящей борьбе со злом. Правда, способ, которым он этого пытается достичь, не может вызвать отклика у Гарри, поскольку пугает и заставляет защищаться. Как, впрочем, любое насилие.

Гарри Поттер рано потерял родителей, тоска по ним сопровождает его на всем протяжении повествования, но в особых обстоятельствах их образы оживают и дают ему поддержку, чтобы справляться с трудностями. Его сильные стороны:
— Смелость, самоуверенность, бескомпромиссность.
— Успешная самореализация.
— Способность к ясному, рациональному, критическому мышлению.
— Оригинальность, независимость мышления и поступков.

Другие герои с этим типом привязанности: Невилл Долгопупс, Полумна Лавгуд, Дамблдор, Макгонагал, Люпин, отчасти Северус Снегг.

Вопросы для самоанализа:

  1. Что общего у перечисленных выше героев и Гарри Поттера?
  2. Как вы думаете, почему Снегг считает Гарри Поттера слабым, наглым и высокомерным, как и его отец? Какая доля истины в этом есть?
  3. Какие чувства вызывает Гарри Поттер у вас? Замечаете ли вы черты сходства в рассказе о Гарри Поттере с собой?
  4. Как бы вы могли оказать поддержку такому ребёнку?

Сплоченная большая семья Уизли очень подробно присутствует в фильмах и книгах о Гарри Поттере. Рон – близкий друг Гарри, Джинни становится его девушкой, а потом и женой. Верность, надежность, способность к длительным устойчивым отношениям, способность восстанавливать связь после конфликтных ситуаций характеризует надежную, или безопасную привязанность.

Рон и Джинни Уизли. Надёжная привязанность

Выражается в том, что с мамой/значимым взрослым ребёнку хорошо, поскольку он/а чутко реагирует на его потребности и удовлетворяет их. Если мама уходит, малыш беспокоится, расстраивается, но потом достаточно легко отвлекается на игрушки и интересные занятия. Когда же мама возвращается — он кидается к ней на руки, быстро успокаивается, а затем продолжает свои дела. Это говорит о сильной потребности в близости с ней. Считается и подтверждается жизнью, что детки с «безопасной привязанностью» более активны, открыты, самостоятельны, интеллектуально развиты и верят в свои силы. Ведь у них вырабатывается чувство, что они защищены, у них есть надежный тыл («надежная база» — по выражению М. Эйнсворт). Они уверены в постоянстве и доступности родителя, поэтому могут расслабиться и исследовать окружающий мир.

Все дети Уизли весьма самостоятельны. Они могут рисковать, принимать решения, предпринимать совместные самостоятельные действия. Их не пугает, что мама или педагоги рассердятся, они готовы нести ответственность. Рон, конечно, не настолько безбашенный, как близнецы, и не настолько прилежен, как Перси. Но он угоняет родительский Форд, чтобы вместе с Гарри добраться до школы, с братьями на том же Форде похищает его от Дурслей, и даже когда мама ругается – ему неприятно, но это его не останавливает. И к родителям у него тёплое отношение, как впрочем и у родителей к детям. Их «Нора» — это та самая надежная база, куда дети и взрослые возвращаются, чтобы напитаться поддержкой для новых дел.

Наиболее важный фактор для формирования надежной привязанности — эмоциональная доступность мамы, еёчуткость, способность откликаться на сигналы малыша, устанавливать с ним зрительный контакт, синхронизировать действия, вести диалог. Большое значение имеют также личные качества мамы — уверенность в себе и правильности собственных действий (и способность не терять эту уверенность в трудных ситуациях), доверие к себе и людям, умение регулировать свое состояние, расставлять приоритеты, выстраивать отношения. С ребёнком — соблюдать баланс контакта и границ, поддержки и фрустрации, поведения привязанности и исследовательского интереса.

Давайте посмотрим на маму Уизли. Конечно, она тревожится за детей – на наш взгляд, у неё тревожно-амбивалентный стиль привязанности. Мы видим, как она то громко ругается, то закармливает Гарри, то так же шумно выражает любовь: «Джинни, детка!» Дети не стесняются обращаться к родителям, когда им что-то необходимо, при этом они понимают, что семья ограничена в средствах. Мама оказывает много поддержки, но дети твердо знают, когда «мать меня убьёт», у них есть очень устойчивое понимание границ – и последствий, когда они их нарушают. Мама очень занята домом и большой семьей, но при этом многие домашние дела делаются за счёт волшебства. Мама активно участвует в социальной жизни, сама является мракоборцем. Она всегда готова защищать детей. Самая сильная фраза фильма, на мой взгляд, — «Не моя дочь, мерзавка!», — когда мама вступает в схватку с Белатриссой в последней битве за Хогвартс, защищая дочь Джинни. Она уверена в своих силах и в том, что делает, как мать.

На фоне знаменитого Гарри Поттера, блестящей Гермионы Грейнджер и высокомерного Драко Малфоя Рон и Джинни, казалось бы, проигрывают. Однако, давайте посмотрим на то, как они проявляются. Рон быстро находит друзей, следует за ними, даже когда их поведение озадачивает его. Он выражает все свои эмоции адекватно ситуации: боится, когда есть реальная опасность; злится, когда что-то идет не так; ревнует, когда возникает угроза отношениям; обижается, когда его незаслуженно не учитывают; завидует, когда у кого-то лучше. И вместе с тем – искренне радуется вместе с друзьями, заботится о них, идет мириться, когда понимает, что неправ. Рон ясен, без двойного дна и фиги в кармане. Именно поэтому он воспринимается как надёжный и верный друг, каковым и является.

О Джинни можно сказать, что она неплохо ладит со сверстниками, оказывает поддержку Гарри именно в той форме, какую он готов принять, делает первый шаг в отношениях, когда Гарри ей нравится, но при этом достаточно независима, чтобы не расстраиваться, когда Гарри нравится другая девочка, а встречаться с другим парнем.

Ребёнок в своей жизни получает самый разнообразный опыт всех стилей привязанности, что позволяет ему адаптироваться в самых разных условиях. Но мы как живые существа так устроены, что снова и снова стремимся к надёжной связи с другими. Снова и снова, ежедневно, мы можем находить возможность для формирования надёжной базы в наших близких отношениях.

Именно поэтому мы рассматриваем сразу двух героев, в отличие от остальных типов привязанности. На наш взгляд, у Рона на фоне надежной привязанности более выражены элементы тревожно-амбивалентной, о чем говорит его неуверенность в собственных силах, которую он, впрочем, преодолевает с поддержкой друзей. У Джинни – чуть больше избегающей привязанности, именно это приводит её в момент уязвимости – в начале учебы в школе – к тому, что она начинает доверяться дневнику Тома Реддла, дистанцируется от окружающих, что чуть не приводит ее к большой беде. Как мы уже говорили, типы привязанности не существуют в стерильном состоянии, у нас есть опыт всех стилей отношений, какие-то из них преобладают. И всё же, в семействе Уизли (впрочем, как и в целом в Хогвартсе, где педагоги отзывчивы к детям) герои получают большой опыт надежной привязанности.Так, Джинни все оказали много поддержки и сочувствия, когда с ней произошло несчастье, и вряд ли кто-то сказал, что она «сама виновата».

Сильные стороны надёжного стиля привязанности:
— Базовое доверие себе, людям и миру, что позволяет устанавливать отношения, рисковать и проявляться в социуме, запрашивать помощь и поддержку, конфликтовать, отстаивая свои интересы.
— Способность строить длительные устойчивые отношения, не впадая в зависимость от близких.
— Понимание своих эмоций и потребностей, адекватное их выражение, удовлетворение потребностей не в ущерб себе и другим.
— Устойчивость, способность переживать стресс, не разрушаясь.

Другие герои с этим типом привязанности: папа Уизли, Фред и Джордж.

Вопросы для самоанализа:

  1. Кто еще из героев «Гарри Поттера», на ваш взгляд, обладает большим ресурсом надежной привязанности (даже если они упоминались при описании других типов)?
  2. Был ли в вашей жизни опыт контакта с надежным и безопасным человеком? Что делало его для вас надежным и безопасным, какие его черты были для вас наиболее важны? Есть ли подобные черты в ком-то из вашего нынешнего окружения?
  3. Как вы даете/можете давать вашим близким опыт надежной привязанности, соблюдая баланс поддержки и границ, привязанности и следования своим интересам?

Что делать в психотерапии?

Если я распознал/а в себе черты тревожно-амбивалентного типа?
 

  1. Опереться на свои сильные стороны. Например, «Я хорошая мама, потому что я…»
  2. Снизить тревогу и вину. Замечать автоматические мысли-катастрофы, подвергнуть эти установки рациональной переработке: усомниться и сформулировать новые, более адаптивные.
  3. Овладеть навыками эмоциональной и телесной саморегуляции для снижения тревоги.
  4. Учиться распознавать свои эмоции и потребности, чтобы заботиться о себе в первую очередь.
  5. Научиться осознавать, предъявлять и защищать свои границы. Замечать«мои мысли, чувства и действия – и мысли, чувства и действия других», признать автономность значимых людей.Позволить ребенку делать то, что он уже может сам.

Если я распознал/а в себе черты избегающего типа?

  1. Опереться на свои сильные стороны. Например, «Я хорошая мама, потому что я…»
  2. Заметить автоматические мысли, поддерживающие одиночество, усомниться в них, выработать более адаптивные.
  3. Признать ценность эмоционального контакта с другими, нуждаемость в них, свои страдания от одиночества.
  4. Учиться распознавать свои эмоции и потребности, сообщать о них близким, быть чуть более открытым и проявленным в контакте с ними.
  5. Научиться эмоционально поддерживать себя.

Если я распознал/а в себе черты дезорганизованного типа?

  1. Опереться на свои сильные стороны. Например, «Я сильная, и я справилась».
  2. Признать, что с вами обходились жестоко, и вы это не заслужили. Переработка травматического опыта насилия, отвержения и заброшенности в детском возрасте.
  3. Замечать враждебные автоматические мысли, приводящие к страху и агрессии. Усомниться в этих установках, выработать более адаптивные.
  4. Учиться оказывать поддержку себе и другим.
  5. Учиться поведениюсотрудничества, найти в этом положительные, взаимовыгодные стороны. Быть чуткими не только к подвоху, но и к доброжелательности других, заметить, что это не делает их «слабыми».

Заключение

В заключении хочу процитировать слова коллеги и преподавателя спецкурса «Гештальт в работе с нарушениями привязанности» Анны Забелоцкой. Обучение на этом курсе и поддержка моих творческих начинаний позволили появиться этому небольшому труду.

«Меньше всего мне хотелось и хочется, чтобы то, чем я занимаюсь в последнее годы –интеграцией теории привязанности в гештальт-подход – стало бы основанием для стигматизации и навешиванием ярлыков.Их и без того достаточно. Мне точно не понравится, если наряду с высказываниями вроде»с ним все понятно, он зависимый» или «а что от него ждать? Он же нарцисс» появится ещё «конечно, он разрушенный – у него же дезорганизованная привязанность».Мне не нравится, что меня слышат так. Это не то,что я имею в виду.

Человек есть человек. Он больше, чем все его особенности вместе взятые. Невозможно просто взять и описать человека через какой-то один-единственный тип привязанности, хотя бы потому что мне лично сложно представить ситуацию, при которой у ребёнка нет и не было никакой связи, кроме одной-единственной: связи с первичным объектом (к слову сказать, тоже живым и неоднозначным). Социальная среда, окружение (более или менее близкое) обуславливают многообразие опыта, в том числе и опыта приобретения разных стилей привязанности. Это раз.

Второе. Я утверждаю и буду в этом весьма категорична, что у подавляющего большинства людей, дожившего до определенного возраста и минимально адаптированного к социуму, имеется опыт безопасной привязанности.

Третье. Видовая специфика человека состоит в том, что его развитие может длиться всю жизнь. Человеческая психика обладает исключительной пластичностью. Основа такой пластичности – способность к осознаванию своих переживаний. Создаются новые нейронные связи, переструктурируется старый опыт, появляются новые способы реагирования на ситуации прошлого и настоящего.

Есть вещи, которые останутся неизменными в прошлом и которые всегда будут влиять на первичное восприятие ситуации. Но то, как я с этим буду обращаться, зависит от меня».

По-моему, лучше не скажешь!

Автор: Мария Летучева