Недоношенные дети – психологические потребности ребенка и матери, помощь консультанта и другие решения

Статья написана по материалам участия автора в научно-практической онлайн конференции «Профессиональная поддержка материнства — ступени роста-2016».

Понятие недоношенных детей (медицинские нормы)

Понятие недоношенных детей: четкого определения в законе нет, однако имеются медицинские нормы:

Недоношенным считается ребенок, родившийся до окончания нормального срока беременности. В среднем нормальная беременность длится 270—280 дней, или 38—40 недель. Подавляющее большинство недоношенных детей рождаются с весом ниже 2500 г и ростом меньше 45 см. Основным критерием для диагностики недоношенности должна быть продолжительность беременности.

Дети, родившиеся при сроке до 38 недель беременности, считаются недоношенными. Ребенок, родившийся при сроке беременности 38 недель и выше, несмотря на свой вес при рождении (больше или меньше 2500 г), является доношенным.

В спорных случаях вопрос решается по совокупности признаков: срок беременности, вес и рост ребенка при рождении.

Психологические потребности ребенка (контакт с матерью, родственником или постоянным взрослым, разговор с пояснением произошедшего и происходящего)

Новорожденный ребенок безусловно рассчитывает на присутствие родителей. Биологически он нуждается в матери, а, будучи рожденным человеком, он нуждается в другом близком человеке (матери) или хотя бы в том, кто будет с ним рядом постоянно, не меняясь, и имея силы поддерживать ребенка и говорить с ним.

С медицинской точки зрения это понятие отражено в официальной рекомендации о применении метода кенгуру для новорожденных, о чем можно прочитать тут.

Помимо физиологии мы должны учитывать и психические потребности новорожденного, если хотим помочь ему пережить случившееся и быстрее восстановиться.

Некоторые родители, не говоря уже о врачах, от стресса или незнания полагают, что важнее всего обеспечить набор правильных медицинских процедур для ребенка.

Безусловно, если речь идет об экстренных ситуациях, я соглашусь с ними. Но если речь идет о выхаживании недоношенного малыша, т.е. когда опасность для жизни еще есть, но процедуры весьма рутинны, тут самое время подумать, как облегчить эмоционально состояние ребенка. Которое, как известно, тесно связано с реакциями тела (как-то: температура кожи, сердечные ритмы, давление и пр. ).

  • Представьте себя, если у вас вдруг попали все силы и способность говорить, если вы беспомощно лежите в кювезе и с вами что-то делают, а вы при этом сутками один. Иногда кто-то подходит к вам, но никто не говорит с вами и не поясняет, что происходит. Никто не держит за руку и не обнимает.
  • Причем яркий свет не очень позволяет вам определить время, даже если вы это умеете делать. Так вы не можете понять, сколько это все длится и сколько продлится еще. Вы не знаете, ждет ли кто-то вашего выздоровления. Вы один. Человек взрослый в таком случае будет психически травмирован, что грозит ему симптомами ПТСР (посттравматическое стрессовое расстройство) сразу или через год после выписки.
  • Это могут быть вспышки тревоги или агрессии, нарушения сна, снижение работоспособности, трудности в отношениях, возможны головные боли, тремор конечностей, боли в спине, ухудшение зрения и пр. букет реакций организма на тяжелое переживание. Ведь мы помним, что психика неразрывно связана с телом. Игнорировать это было бы недальновидно. И вот психика подобные истории: внезапные госпитализации, физические травмы, связанные с иммобилизацией (обездвиживанием), операции воспринимает, как угрозу жизни и целостности, реагируя соответственно.

Ребенок в этом смысле отличается от взрослого большей беспомощностью. То есть, ему хуже. Он не может проделать пару медитаций или помолиться. Не может удариться в воспоминания. Не может вспомнить хорошую книгу или аффирмацию.

Недоношенный новорожденный ребенок без теплого и устойчивого контакта с заботливым взрослым окажется в ужасе от одиночества и неизвестности. Новорожденный не умеет понимать время, его тоска и боль длятся вечность, если он один.

В этот момент в психике малыша происходит расщепление. Те части личности, где проявились наиболее тяжелые переживания (ужас, паника, умирание, тоска), оказываются изолированными от остального психического в ребенке. Для того, чтобы он смог выжить, — потому что для маленького ребенка это невыносимо в самом прямом смысле этого слова.

  • Что это отщепление значит для дальнейшего развития ребенка? Он будет всю жизнь ощущать, что часть его как будто заморожена. В детском возрасте это может сопровождаться фоновыми чувствами тревоги и тоски, ранними и сильными страхами, фантазиями, что «это не мои родители, а настоящие меня где-то потеряли». Конечно, потеряли, только не всего ребенка, а его часть.
  • Потом, когда такой ребенок вырастет, он может мучительно пытаться искать себя – что бы это для него не значило, или стараться игнорировать свою тоску и тревогу, объясняя их рациональными концепциями. Однако ум в таких случаях не помогает, себя до старости хочется ощутить целым и здоровым.

Поэтому новорожденные и особенно родившиеся раньше срока дети имеют жизненную потребность в близком контакте с мамой, или, если это невозможно, другим постоянным заботливым взрослым. И мы, родители, должны позаботиться о своем ребенке не только физически (о его теле), но и психологически (о его психике).

И поэтому право ребенка на присутствие родных гарантировано федеральным законодательством в России, как и во всех развитых странах. Это не прихоть, это необходимость, и даже если ее приходится отстаивать у врачей, мы знаем, зачем это нужно. Родные вправе быть рядом. А врачи обязаны это совместное пребывание предложить и обеспечить.

 

Почему важно говорить с  младенцами (недоношенными детьми)

Психоаналитики уже много лет работают с детьми с момента их рождения, и накопилось достаточно клинического материала, который подтверждает восприимчивость даже новорожденных детей.

Когда взрослому нужна поддержка, он может ее попросить или принять, если предлагают. Это тоже очень важно, у мамы (родителей) должен быть ресурс, чтобы справиться с происходящим.

Новорожденному недоношенному малышу также нужна поддержка. Возможно, больше, чем взрослым, т.к. ребенок более беспомощен и более зависим. Все, что вы хотите сказать ребенку, лучше говорить из точки любви и помощи. Можно держать руку на сердце, если боитесь впасть в успокоения или объяснения.

  • Новорожденные понимают слова, т.к. язык – часть их среды с момента зачатия. Конечно, они не поймут сложные термины, потому мы стремимся говорить просто и прямо, коротко и ясно. А также важен эмоциональный посыл – ребенок часто ощущает не столько слова, сколько тон и состояние того, кто говорит.

Что и как может сказать мама (родители) новорожденному (недоношенному ребенку), чтобы ему помочь пережить этот стресс с меньшими последствиями:

«Скажите вашему малышу, что случилось то, что случилось – по какой-то причине он родился раньше обычного срока. Скажите, что вам нравилось носить его, если это так.

Поясните, что теперь ему может быть трудно привыкнуть к этому миру, когда он уже не в вашем животе. Потому что его тело еще не готово, ему нужно было больше времени внутри мамы. И вы это знаете.

Скажите, что в том, что произошло, нет ничьей вины. Вы хотели носить его столько, сколько будет нужно. Но вы не смогли и вам очень жаль.

Если бы вы могли, вы бы носили его столько, сколько нужно, чтобы ему было легче, и он родился более готовым. И он, ваш малыш тоже не виноват, что не смог остаться в животе у мамы. Вы это знаете, и очень любите его.

Я, твоя мама, можете сказать вы ребенку, и я очень тебе рада. Хоть ты и немножко раньше здесь, чем мы ждали, но я и папа – мы рады, что ты с нами. Ты – замечательный малыш (или девочка), и мы верим, что ты справишься и будешь расти и дальше жить с нами.

Я знаю, что тебе трудно. Возможно, ты испугался. Я тоже испугалась. Думаю, все это было неожиданно для тебя. Возможно, слишком быстро, и ты ничего не мог сделать. Так бывает. Это грустно, и мне тоже грустно. Ты можешь грустить и сердиться.

Но ты родился, и я рада тебе. Я буду с тобой столько, сколько нужно. Сейчас мы в больнице и врачи помогают нам. Они делают все, что нужно, чтобы ты стал сильнее и мы смогли поехать домой».

  • Это примерный текст. Если он лег вам на душу, его нужно говорить. Это может быть разрешением и для вас чувствовать свои чувства, плакать и дышать. И ваша связь с ребенком и материнская позиция только укрепятся.
  • Недоношенному ребенку также хорошо рассказать о том, что с ним делают – если есть медицинские манипуляции. И примерный их смысл и сроки. Если они болезненные, вы можете сочувствовать или говорить о том, что врачи сделают все возможное, чтобы было легче. И о том, что когда это закончится, вы вместе поедете домой.

Дети реагируют на ясность и заботливое внимание, и могут опираться на наши слова и вашу любовь. Наверняка вы почувствовали это, пока читали – ведь мы все были младенцами, значит, мы все знаем, каково это.

Возможности консультантов и помогающих специалистов (что говорить матери и ребенку)

В ситуации, когда вы – помогающий специалист и хотите помочь недоношенному ребенку и его родителям, вы вправе посещать их в стационаре, если на то есть желание родителей.

Сейчас родственник, подруга или специалист (акушерка, доула, консультант по ГВ) могут пройти в родильный дом к роженице и ее ребенку в рамках часов посещения, по договоренности с администрацией или по доверенности.

Если вы уже с родителями и с ребенком, чем вы можете им помочь помимо своей профессии.

Мы знаем, что и родителям и ребенку нужна поддержка. И все, что вы хотите сказать, лучше говорить из точки любви и помощи. Обычно более ясно, как поддержать родителя. А как быть с недоношенным младенцем?

Новорожденные понимают слова, т.к. язык – часть их среды с момента зачатия. Конечно, они не поймут сложные термины, потому мы стремимся говорить просто и прямо, коротко и ясно. А также важен эмоциональный посыл – ребенок часто ощущает не столько слова, сколько тон и состояние того, кто говорит.

  • «Скажите этому малышу, что случилось то, что случилось – по какой-то причине он родился раньше обычного срока. И теперь ему труднее привыкнуть к этому миру, когда он уже не в мамином животе. Потому что его тело еще не готово, ему нужно было больше времени внутри мамы. И вы это знаете. И его мама знает.
  • В том, что произошло, нет ничьей вины. Мама хотела носить его столько, сколько будет нужно. Но по какой-то причине не смогла. И малыш по какой-то причине не смог остаться в животе у мамы. И он тоже не виноват. Мама это знает, и очень любит тебя.
  • Твоя мама, можете сказать вы ребенку, очень тебе рада. Хоть ты и немножко раньше здесь, она и твой папа и я – мы рады, что ты с нами. Ты – замечательный малыш (или малышка), и мы верим, что ты справишься и будешь расти и дальше жить с мамой и папой. Я знаю, что тебе трудно. Возможно, ты испугался. Думаю, это было неожиданно для тебя. Возможно, слишком быстро, и ты ничего не мог сделать.
  • Так бывает. Это грустно, и твоей маме тоже грустно, что все так. Ты можешь грустить и сердиться, и твоя мама тоже может грустить и сердиться. И даже если это так, твоя мама очень любит тебя и хочет, чтобы ты был с ней, рос и развивался. Мама будет с тобой столько, сколько нужно».

Это примерный текст. Если он лег вам на душу, его можно произносить при маме. Это может быть разрешением для нее чувствовать свои чувства. И ее связь с ребенком и материнская позиция только укрепятся.

Недоношенному ребенку стоит рассказать о том, что с ним делают – если есть медицинские манипуляции. И примерный их смысл и сроки. Если они болезненные, вы можете сочувствовать ребенку.

Вы можете сказать – я знаю, что это может быть больно (не говорите «неприятно», это слово значит только отсутствие приятного, что будет ложью в таком случае), и мне так жаль, что это происходит с тобой.

«Мне грустно, что тебе приходится это терпеть, но ты пробудешь здесь еще 3 дня, а врачи сделают все возможное, чтобы было легче». Можно сказать том, что когда это закончится, ребенок поедет домой вместе с мамой, и мама будет рада.

  • Дети реагируют на ясность и внимание, и могут опираться на наши слова. Так они быстрее выздоравливают и растут, ощущая себя более целыми и удовлетворенными. Это ценно для них.

Если вы не почувствовали отклика и не смогли довериться этому тексту, то вы можете найти литературу, подтверждающую способность младенцев переживать чувства и опираться на слова поддержки, например:

  • «На стороне ребенка» Ф. Дольто
  • «Разум вашего новорожденного ребенка» Д. Чемберлен
  • «Затаенная боль» К. Эльячефф
  • «Маленькие дети и их матери» Д. Винникотт

                                                                                                           Психолог, детский аналитик,

                                                                                                           Арина Покровская, март 2016