В начале был Фрейд….

После 2-го семинара, где нам так ярко представили психологические школы консультирования, возникла мысль как-то упорядочить их понимание в собственной голове. Тем более, что мы пошли дальше — изучать направления, которые в свою очередь базировались на этих самых школах. В результате появился вот этот опус. Его начало, появилось само собой и определило дальнейший стиль и слог.
На всякий случай — это не стеб.
С огромным уважением ко всем основателям изучаемой нами науки психологического консультирования:
Итак.
В начале был Фрейд…и не было до него никого, кроме античных философов и Рене Декарта, и психоанализа не было. И думали люди, что они знают о себе всё, и всё помнят, и были у них только психиатры и острый психоз. Но настал 1895 год и пришёл Фрейд и дал миру психоанализ и бессознательное, Эрос и Танатос, либидо и стадии развития, комплекс Эдипа и комплекс Электры, Ид, Эго и Суперэго, принцип удовольствия и принцип реальности, механизмы защиты, толкование сновидений и свободные ассоциации. И давал он определение неврозу, и лечил его своим методами, и был в этом весьма успешен.
И пришли к Фрейду ученики, и он учил их, ибо возжелал он преемника себе, что разовьёт его учение и продолжит. Но уходили от него ученики его, и спорили с учением его. И были среди учеников его Адлер и Юнг, и возлагал он на них надежды свои, но отошли они от него и создали учения свои, и проклял он их. И ушел он из жизни, оставив 12 томов трудов своих, и мало кто может прочесть их, но много спорящих с Фрейдом и по сей день.

И отошёл Юнг от учителя своего, и дал свое определение неврозу, и написал «Критику психоанализа», и многие другие книги, общим весом более 5 килограмм. И создал Юнг учение свое и назвал его Аналитическое Консультирование. Так пришли в мир Коллективное Бессознательное и Комплекс, Персона и Тень, Анима и Анимус, Архетип и Индивидуация. И приходили к Юнгу ученики, и он учил их. И анализировали они сновидения, и интерпретировали их, и переводили бессознательное в осознаваемое. И рассеялись по миру ученики Юнга и продолжали учение его, и повторяли они его определение неврозу, и лечили его Юнговскими методами, и были в этом весьма успешны.

И отошёл Адлер от учителя своего, и создал своё учение, и названо оно «Индивидуальная психология» или Консультированием по Адлеру. И считал Адлер Человека Создателем и Хранителем души своей, и пронизано его учение верой в способности человека к преодолению препятствий. И объяснил Адлер людям, что такое чувство и комплекс неполноценности, и стремление к превосходству, и жизненный стиль, и семейная атмосфера и констелляция. И отринул Адлер Ид, Эго и Суперэго, но возвеличил значение сознания и познания, ответственности, смыслов и ценностей. И дал он свое определение неврозу, и лечил его своими методами, и был в этом весьма успешен. И забыт был Адлер в веках, а учение его сохранилось, и многие пользовались учением тем и присваивали себе и давали старому новые названия.

И были те, кто не принял Фрейда, но проснулся и начал действовать, ибо вздрогнул весь мир от учения его. И создавали пробудившиеся учения свои.

И жил-был в одной северной стране мудрец Мясищев В.Н., и изучил он труды Фрейда, и воспринял он часть учения того, но создал своё и оставил ученикам своим исследовать, развивать и применять тему невротического конфликта, психогенного и функционального неврозов. Так возникла Патогенетическая Терапия. И были последователи у него, и давали они свое определение неврозу, и лечили его своими методами, и были в этом весьма успешны.

И узнали об учении Фрейда Уотсон, Скиннер, Вольпе, Селигман, Лазарус, Айзенк и иже с ними, и долго плевались они и смеялись над Фрейдом, и взяли за основу теорию условных рефлексов Павлова И.П. и законов научения Трондайка. И сказали они: «Есть поведение и обусловливание, стимул-реакции, подкрепление и научение, а что сверх того, то либо от Фрейда, либо ошибочно». Так возник Бихевиоризм или Поведенческое Консультирование. И были у них последователи, и дали они свое определение неврозу, и лечили его своими методами, и были в этом весьма успешны.

И были мудрецы Бек, Эллис, Бандура и Дж. Келли, чтившие Эпитекта и ещё помнившие Адлера. И родил каждый из них свою Когницию: Бек родил Когнитивную терапию, Эллис родил РЭП, Бандура родил Социально-когнитивную теорию, и объединились сии Когниции в Когнитивное Консультирование, и выстроились тогда перед Отцами своими Когнитивные схемы и Иррациональные убеждения и Автоматические мысли в стройной структуре А-В-С. И благословили их Отцы идти в мир и приносить пользу. И пошли они в мир, и приносили пользу, и было у них свое определение неврозу, и лечили его своими методами, и были в этом весьма успешны.

И явились миру Карл Роджерс и Абрахам Маслоу, и повторили они вслед за Сократом: «Человече, познай самого себя в Я-концепции и самоактуализации». И учили они Конгруэнтности и Аутентичности, Переработке опыта и Предвосприятию. Таким узнал мир Личностно-центрированное Консультирование. И давали они свое определение неврозу, и лечили его своими методами, и были в этом весьма успешны.

И усомнились в том Ирвин Ялом и Ролло Мэй, ибо читали они Ницше и Сартра, онтологию и религиозных философов. И не нашли они в прежних учениях места Бытию, Смерти, Свободе, Бессмысленности и Одиночеству. И создали они учение своё. Так пришло в мир Экзистенциальное консультирование. И давали они свое определение неврозу, и лечили его своими методами, и были в этом весьма успешны.

И жил в то время Виктор Франкл, и читал он многие учения. Но не удовлетворяли они его, ибо не находил он в них смысла. И сказал Франкл: «Смысл должен быть найден, и не может быть дан». И построил он учение свое, и вместил в него Стремление к смыслу, Свободу воли, Экзистенциальный вакуум, Ответственность и Выбор. И назвал его Логотерапия. И дал он свое определение неврозу, и лечил его своими методами, и был в этом весьма успешен.

И только качал головой Фриц Перлз, читая прежние учения, ибо не находил в них ни Контакта, ни Сознавания, ни Восприятия, ни Фигуры и Фона. И понял Перлз, что нельзя разделить Психику и Тело, Организм и Окружающую среду, ибо целостным является организм. И увидел он, что есть Конфигурация – структурированное целое, не сводимое к сумме всех частей, и сказал Перлз: «Это- Гештальт». Так появилось Гештальт-консультирование. И дал Перлз свое определение неврозу, и лечил его своими методами, и был в этом весьма успешен.

Так создались 10 (десять) школ, 10 (десять) источников, 10 (десять) мировоззрений в психологии. И породили они великое множество направлений и методов, ибо число их не менее 400 (четырехсот). И блуждают методы и направления по дорогам мира, и познают люди самоё себя, и изменяются, и строят новые отношения, ищут и обретают смысл, и переформулируют краткосрочно проблемы в цель, и заменяют родительские директивы новыми решениями, и ходят по тренингам, и через слово поминают Фрейда, и спорят с ним, и отрекаются от него, и оговариваются по нему.

Почитай Основоположников и Первоисточники, дабы продлились дни Психотерапии на земле, и было всем Щастье….

Лада Озеркова